08 мая 2020

Iamlisten: Маленький трип в большой Trip Hop

Этот жанр был явлен миру в 1994 году, когда Энди Пембертон в английском журнале Mixmag, впервые использовал этот термин для описания новой стилистической парадигмы лейбла Mo' Wax. Пембертон провозгласил трип-хоп психоделическим хип-хопом и первой достойной альтернативой доминированию Америки в музыке тех лет.
 

Обложка того самого номера

ДНК трип-хопа на самом деле куда более сложна: одна ветвь восходит от хип-хопа, питавшего музыку нового поколения на протяжении более десяти лет, в то время как другая ветвь ведет к брейкбиту, добавившему дополнительные стилистические грани, благодаря слиянию драм-машин, рваных ритмов, странных сэмплов и синтезаторов.

Добавьте сюда: виниловый диггинг, даб, фанк и джаз, чилл-ауты и лигалайз, граффити и первые признаки глобализации. Всё это питало новый жанр, словно мириады молекул, присоединяясь к новой идее того, каким может быть хип-хоп.

Так же, как техно стал синонимом танцевальной музыки, трип-хоп вскоре стал опорой для тех, кто желал видеть хип-хоп без рэперов. В частности, он стал нарицательным для бристольского саунда, главными голосами которого стали Massive Attack, Tricky и Portishead. В 1998 году The New York Times окрестила дебютный альбом Massive Attack – Blue Lines отправной точкой жанра.

На местах новый звук действительно расцветал среди нового поколения музыкантов, жаждущих свободы экспериментировать. В Лондоне Ninja Tune стал дополнять Mo' Wax. Оба этих лейбла создавали уникальную культурную среду и собирали большое количество поклонников. В Париже DJ Cam продвигал свои собственные притупленные биты среди жадных до музыки континентальных жителей. В Австрии Kruder & Dorfmeister приправили всё это щепоткой даба и превратили трип-хоп в мрачное даунтемпо в дымке тлеющей травы.

Подобное всегда плохо кончалось. Mo' Wax, которых можно было назвать ответственными за звук, съехали в эйсид-джаз, который вскоре привел их в творческий тупик. К концу 1990-х трип-хоп обрел мягкие, ленивые ритмы хип-хопа и стал довольно мейнстримовым жанром для думающих людей.

Тем не менее, этот жанр во многом заложил основу большого количества музыки двухтысячных, продолжившей идеи и эстетику, которые трип-хоп впервые сформулировал. Этот тягучий жанр стал музыкой для людей, чувствовавших, что рэп слишком груб. И тех, кто разделял это, трип-хоп всегда вознаграждал чем-то необычным и чудесным, и он делает это до сих пор.

А теперь предлагаю вам послушать, каким трип-хоп стал сегодня, в XXI веке. Это уже не такой «альтернативный» жанр, а скорее то, что мы привыкли называть даунтемпо, но, как мне кажется, нет лучшей музыки для того, чтобы чиллить сейчас дома.

Плейлист целиком

Tidal // Apple Music // Я.Музыка