18 мая 2020

Совершенство в доспехах: монстр-усилитель Burmester 082

🎥 Видеоверсия здесь

Это имя мир узнал 43 года назад. В июле 1977 года Дитер Бурмистер показал ему предусилитель с индексом 777 – и c этого дня мир Hi-Fi уже никогда не был прежним. От него откололось и стало стремительно набирать обороты крыло под названием High End, избравшее своим символом фасад из полированных металлов изделий Burmester.

Дитер Бурмистер был великолепным инженером и музыкантом-любителем, он не расставался с гитарой, не признавал компромиссов и не переставал совершенствовать свою технику. Его стремление смотреть дальше и делать лучше любой ценой в буквальном смысле привело компанию на самую вершину аудиофильского Олимпа.

Неутомимый популяризатор техники для высококачественного воспроизведения музыки, Дитер стоял у истоков создания German High End Society – ныне самой влиятельной организации индустрии, именно она проводит крупнейшую в мире выставку High End в Мюнхене – и экспозиция Burmester на ней всегда в центре внимания.

Его компания Burmester Audiosysteme GmbH и по сей день полностью вручную производит в Берлине High End аппаратуру, не похожую ни на что другое, и которая никого не может оставить равнодушным. Особенно радует она владельцев Mercedes-Benz и Porsche, чьи салоны украшены алюминиевыми грилями с логотипами Burmester. Но сегодня наш разговор пойдет о домашнем аудио – я хочу понять, чем же Burmester пленяет людей, которые могут себе позволить выбрать практически любую аппаратуру.

Итак, взгляните на настоящее аудиофильское чудовище, облаченное в стальные доспехи, именуемое Burmester 082. Это очень крупный интегрированный усилитель, второй после флагманского гиганта с индексом 032. По большому счету они ближайшие родственники, основное отличие которых в том, что у ноль восемьдесят второго меньший блок питания. Хотя это прилагательное здесь не очень-то уместно – сразу за передней панелью прячется просто огромный тороидальный трансформатор, шириной в треть этого исполинского фасада.

Вообще, конечно, в первую очередь 082-й отличает от всего прочего невероятный внешний вид: со всех сторон этот усилитель облачен в латы. Неподготовленных женщин и детей они будут пугать, обыватели будут обходить их стороной, а завистники будут корчиться от боли, потому что это всё – демонстрация неприкрытой силы и дерзости. И когда ты завладеешь (пусть даже на время, как я) таким монументальным, как Цугшпитце, чудовищем – это невероятно приятно!

Каждая грань его массивных лат выполнена с таким качеством и вниманием, будто это огранка драгоценного камня; а глубокое витиеватое русло логотипа Burmester в толстенной верхней плите дает понять, что скромность – не главная добродетель этого монстра. Кстати, если вы вдруг захотите верхнюю плиту с еще более крутой отделкой (о, да!), то можете заказать её за 700 евро (о, нееет!).

И когда первое впечатление наконец спадает, тебя удивляет новое – ты вдруг понимаешь, что у 082-го по сути нет традиционного корпуса. И ощерившееся во все стороны железо – это тяжеленные радиаторы, стянутые вокруг шасси на небольшом расстоянии друг от друга: в каждом углу и под верхней плитой зияют щели около 5 мм шириной, через которые можно разглядеть внутреннее убранство этого чудовища. Такая конструкция не только помогает эффективно бороться с отводом тепла, но и, благодаря немалому весу,является идеальным анти-резонансным решением.

Огромный суровый фасад усилителя холоден и безэмоционален, как шлем тевтонского рыцаря. По центру, среди радиаторов, зажата небольшая панель с двумя вертикалями маленьких, как заклепки, хромированных кнопочек и отполированная до блеска (вручную,конечно же) стальная ручка громкости, установленная посреди зеркальной панели. Как бы ты ни старался, но не заляпать «Его Стальнейшество» своими отпечатками не получится. Так что будь добр, носи перчатки.

В управлении этот усилитель демонстрирует традиционный немецкий орднунг – все четко и понятно. Слева от главной «крутилки» – кнопки входов, а справа – кнопки настроек и питания. Ничего сложного. Меж тем заляпывать прикасаться к ним, и вращать холодную полированную ручку громкости – невероятно приятно: ты будто положил руку на пульт управления Звезды Смерти!

Сзади – тоже всё, не как у людей услада глаз из пяти пар XLR и четырех пар RCA, предоставляющих вам исчерпывающие возможности коммутации (с небольшой оговоркой, о которой позже). И знаете, что самое крутое? Если приглядеться, то можно найти гнездо 6,3 мм для подключения наушников.

Никто уже и не думал, что бывает лучшее место для него, но нет, вот же оно – справа от сетевого разъема. А, нет, не это самое крутое – там еще есть входы и выходы,подписанные TAPE (да, дружище, это для магнитофона)!

Когда в XXI веке Hi-End производитель делает такое, то он просто помогает тебе показать средний палец всему остальному миру (я так думаю) своим двести тридцать вторым Маяком, установленным сверху. Ну, либо просто можешь подключить к нему Studer, ведь лучше усилителя для него все равно не придумать.

И вот по поводу оговорки – в этом усилителе вы не встретите привычных по нынешним временам цифровых разъемов (пусть вас не вводит в заблуждение USB управляющей шины Burlink), так как там нет ни ЦАПа, ни тем более стримера. И хотя по нему совершенно невозможно сказать, но этот усилитель на самом деле довольно старый: их производят, наверное, с середины 2000-х, если не ошибаюсь. Вы только представьте – за столько лет этот монстр не обесценился во всех смыслах и до сих пор является актуальной моделью.

Усилитель использует полностью симметричную балансную схему (двойное моно), питаемую постоянным током. Хотя в абсолютных числах Burmester не кажется каким-то пугающим (он развивает 100 Вт на канал при 8 Ом и 150 Вт при 4 Ом), его мощный источник питания с конденсаторами емкостью 82 000 мкФ и тороидальным трансформатором 450 ВА позволяет ему непрерывно подавать большой ток, совершенно не обращая внимания на импеданс ваших сверхтугих колонок. Добавьте сюда высокий коэффициент демпфирования, позволяющий прекрасно контролировать акустику во всем диапазоне от самых глубочайших низов.

Что касается оснащения: в его арсенале раздельные регулировки стартового уровня громкости и входных уровней для каждого входа, возможность управлять вторым мощником, сквозной тракт для подключения к домашнему кинотеатру. Плюс ультраточный 60-ступенчатый регулятор громкости, отключаемый тембрблок и регулировка уровня подсветки дисплея.

Но должен же быть в этом всём какой-то изъян, ведь да? И тут же мне достается легкая пощечина в виде того самого дисплея с зелененькими символами. Ровно как Борзенков не любит синие светодиоды, я не люблю зеленые. Блин, да черт с ними, конечно, я их обязательно полюблю, ведь перед тобой ТАКОЕ! В конце концов, куда-то же нужно гармонизаторы Борзенкова устанавливать, вот в Берлине и позаботились.

И вот где-где, а в звуке изъян вам найти не удастся. Эта потрясающая куча металла, набитая деталями и тором с небольшой арбуз звучит так, что в определенный момент может вызвать переизбыток чувств на какой-нибудь внезапной Don't Stop Believin', о существовании которой ты забыл лет 30 назад.

Я слушал этот усилитель как с топовыми полочниками Monitor Audio Platinum PL100II, так и со своими напольными Dynaudio Excite X36. Эти колонки довольно заметно отличаются друг от друга практически по любому параметру, но сначала я постараюсь рассказать общие впечатления о звуке.

На первый взгляд, ничего особенного не происходит, но Burmester 082 бесконечно взывает к различным ощущеним, связанным с осязаемостью деталей и фактур, создавая перед тобой такую степень реализма, что ты в определенный момент просто перестаешь разделять звук окружающего мира и фонограммы, появляющейся из колонок.

Что я имею в виду: вы получаете бесконечное количество воздуха, потрясающую динамику с моментальным нарастанием звука и максимально тонкую детализацию всего и особенно самых мелких и субтильных нюансов, что в итоге складывается в потрясающе живую картину.

С одной стороны, ты получаешь точный, подробный и энергичный звук на любом материале, с другой – он никогда не звучит мониторно в плохом смысле: все эти подробности не угнетают. Жизнь – вот главное слово, которым хочется охарактеризовать почерк 082. Мне просто не в чем упрекнуть этот звук.

Burmester – большой мастер в прорисовке пространства: в паре с хорошими колонками он неизменно четко рисует сцену, ты можешь не только безошибочно определять, где стоят музыканты, но и слышишь столько живых подробностей, что буквально оказываешься погруженным в гущу происходящего. Это крайне впечатляет, конечно.

Что касается колонок, то датские Dynaudio (которые со мной уже больше 7 лет и к звуку которых я привык как к самому себе) всегда проявляют свой непокладистый характер, не давая в полной мере контролировать басы. К чему бы я их ни подключал, всегда в той или иной степени ты ощущаешь барьер, за которым быстрый и насыщенный низкочастотный сигнал теряет контроль, что выливается в некоторую слышимую расфокусировку. Это трудно заметить, но когда ты живешь с ними столько лет, то четко распознаешь этот момент.

И вот с 082-м произошло то, чего не случалось ни с одним усилителем в моем сетапе – я услышал максимально собранный нижний регистр в исполнении Dynaudio. Это означает неслыханную мною доселе четкость и скорость в нижней половине спектра. Невероятно, но Dynaudio вдруг звучат, как более быстрые и детальные колонки. И то, что я обычно списывал на моды, особенности комнаты, недостатки колонок и прочее, оказалось подвластно усилителю. Вот для чего усилителю нужен высокий демпинг-фактор!

Полочные Monitor Audio Platinum, гораздо более соответствующие уровню усилителя, отлично раскрываются вместе с Burmeister – эта связка дает настолько впечатляющую голографическую картину, что под её пение можно просидеть целый день с открытым ртом, слушая вообще всё подряд. Эффект настолько силен, что кажется, будто ты можешь потрогать все эти звуки. Эта связка – идеальная машина по превращению меломана в аудиофила. Но это отдельная история, и я расскажу об этом подробно в другой раз.

Этот большой немецкий усилитель действительно впечатляет каждой своей характеристикой, будь то дизайн, качество отделки, конструкция, оснащение или цена. Но все это с легкостью может отойти на второй план по сравнению с тем волшебным пением, которое вы слышите, поворачивая большую хромированную ручку, поселившуюся посреди этих дерзких стальных доспехов, стоящих на страже звука высочайшего качества.

Тестовый сетап

Цифровой источник: Mac Mini + ЦАП Schiit Gungnir Multibit :: Проигрыватель винила: Micro Seiki RX-1500 + SAEC WE-308Ld + ZYX R-100 Fuji L :: Фонокорректор: Luxman E-200 :: АС: Monitor Audio Platinum PL100II, Dynaudio Excite X36 :: Кабели: межблочные, акустические и сетевые Nordost Frey 2, USB – Schiit Pyst :: Консоль электропитания: Powergrip YG-1 ::