08 июня 2020

Лучшие полочные колонки в истории Monitor Audio: Platinum PL100 II

🎥 Видеоверсия здесь

Друзья, сегодня мы посмотрим на то, что творится на самом верху, где нет места компромиссам. В этом сегменте уже нет пощады и любая, даже самая малая оплошность приводит к краху. Поэтому, когда речь идет о топовой продукции, любой производитель старается изо всех сил. И вот вам мои впечатления о том, каковы лучшие в истории полочники Monitor Audio и что их отличает от всех остальных колонок фирмы.

Итак, Platinum PL100 II – единственные полочные колонки во втором поколении самой верхней линейки английской компании. Не смотрите на то, что они самые маленькие в серии, – в них сосредоточены все самые продвинутые технологии Monitor Audio.

Конечно, вы можете резонно заметить, что во всех нижестоящих сериях тоже используются все эти C-CAM, MPD, RDT и всё такое, но именно в серии Platinum это исполнено на самом совершенном уровне, «на максималках». Во всех остальных линейках мощь этих аэрокосмических технологий работает рука об руку с компромиссами. Но только не в Platinum. Здесь компромиссов нет.

Немалая цена обязывает – эти нелегкие колонки (15 кг каждая) впечатляют своим видом, как только вы достаете их из коробки. И они действительно крутые – англичане в них просто мастерски соединили современный дизайн с классическими пропорциями и формами.

Вы только посмотрите: с одной стороны, такие колонки можно поставить в абсолютно любой, даже самый классический интерьер, но с другой, – практически каждая деталь в них выглядит суперсовременно. И, кстати, это первые колонки, в которых я не хочу снимать защитные грили, настолько круто они выглядят.

Даже не стану говорить о том, насколько внимательны к деталям в MA – это происходит даже с самыми младшими их колонками, поэтому здесь совершенно та же самая безупречность в сборке, подгонке деталей и вообще исключительного внимания к ним.

И этот сложносочиненный корпус, покрытый рояльным лаком, бесконечно хочется гладить. Передняя панель PL100 II полностью покрыта тонкой шотландской кожей Ingleston, и это не столько для красоты и премиального вида, как вам могло бы показаться. Нет, конечно, это для крутизны тоже, ведь вы платите серьезные деньги (около 375 тысяч рублей), но фактически – эта кожа имеет абсолютно практическое назначение.

Дело в том, что она скрывает поверхность особого композитного материала ARC, состоящего из литого термоусадочного полимера, наполненного минералами. Из него выполнены все лицевые панели и перегородки в линейке Platinum. Немного этого материала можно разглядеть сверху и снизу на фронтальной части. Он очень жесткий, мне он субъективно чем-то напоминает застывшую лаву, и он начисто лишен резонансов – в Monitor Audio говорят, что этот композит «absolutely dead acoustically». С его помощью англичане побороли образование стоячих волн, которые бы рассеивались через корпус.

И по поводу внешней красоты и изящества форм – на самом деле они следуют за содержанием: изогнутые поверхности по своей природе прочнее плоских, и поскольку внутренняя камера получается неправильной формы, в ней не происходит образования стоячих волн. Именно поэтому корпус Platinum состоит из изгибов. Плюс внутри там особый битумный демпфирующий материал нанесен на все внутренние поверхности корпуса, он обеспечивает поглощение оставшихся вибраций корпуса.

Конструкция колонок меж тем довольно классическая, двухполосная, с фазоинвертором сзади. И вот вам одна деталь – фирменный фазоинвертор HiVe II здесь довольно интересно сделан. Если внимательно посмотреть в эту «карманную Бездну», то можно увидеть, что он смотрит на тебя стенки порта отделаны каким-то ворсистым материалом. И это не то, что обычно напыляют на пластик, чтобы он был софт-тач или что-то в этом роде, нет. Это прямо какой-то настоящий ворс, материал вроде ковролина – похоже, так они снижают шумы порта. Не припомню вообще такого решения нигде.

Драйверы

Ленточный твитер этих колонок называется MPD (Micro Pleated Diaphragm) – это собранная гармошкой сверхлегкая мембрана, в восемь раз превосходящая по площади обычный твитер. MPD имеет время реакции, практически как у электростатического драйвера, и, разумеется, намного превосходит отклик обычного купольного твитера. Похожие вы можете встретить в колонках серии Gold и Studio. Похожие, но не такие.

Этот твитер особенный – на его разработку потрачены многие месяцы интенсивного тестирования и прослушивания. Он обладает куда большей точностью, чем любой существовавший твитер Monitor Audio, создавая сверхбыстрый звук с впечатляющим верхним пределом 100 кГц, превосходящим все мыслимые границы нашего слуха.

Мидбасовый драйвер RDT II (Rigid Diaphragm Technology) диаметром 165 мм также на первый взгляд очень похож на те, что стоят в относительно недорогих MA Studio, с которыми я жил последние месяцы. Скажу больше – в Studio используются драйверы именно от серии Platinum. Однако там они упрощены конструктивно и перенастроены. А здесь это действительно самый топовый драйвер с максимально крутой «обвязкой» – в Monitor Audio говорят, что именно он имеет наименьшие искажения за всю историю драйверов компании.

Сам диффузор драйвера RDT II представляет собой довольно сложносочиненный сэндвич, на лицевой поверхности которого тот самый аэрокосмический материал C-CAM (это алюминиево-магниевый сплав, порытый керамикой). С обратной стороны находится углеволокно, а между ними еще один высокотехнологичный материал с сотовой структурой Nomex, именно его структура видна на поверхности диффузора.

И этот потрясающий «космический» сэндвич делает диффузор сверхлегким и сверхпрочным: он умеет максимально быстро двигаться, останавливаться и при этом не деформироваться (а значит не производить искажений). Идеальный драйвер, как считают англичане.

Но это еще не всё. В этих мидбасовых драйверах есть одна очень интересная деталь – небольшое нейлоновое кольцо, находящееся сразу за диффузором. Это запатентованный механизм «DCF» (Dynamic Coupling Filter): он помогает гибко соединить драйвер со звуковой катушкой, которая обычно жестко закреплена в большинстве конструкций.

Этот так называемый «динамический муфтовый фильтр» работает так, чтобы обеспечить жесткое соединение драйвера с катушкой до частоты раздела кроссовера, а выше этой частоты кольцо действует уже как демпфирующая пружина, ослабляющая избыточную высокочастотную энергию, генерируемую драйвером, уменьшая отдачу выше частоты кроссовера на 18 дБ на октаву. Т.е. это своего рода механический кроссовер, позволяющий освободить диффузор от лишней работы и очистить зону действия твитера.

И, наверное, компанию из английского Эссекса действительно можно считать повелителями этих аэрокосмических технологий в аудиоиндустрии. Ведь они действительно за все эти годы добились максимально музыкальной отдачи от «металла», который так любят хулить поклонники традиционных бумажных драйверов. И звук этих колонок – прямое доказательство того, что хай-тек драйверы звучат... ну, скажу помягче, – совсем не хуже бумаги.

Звук

Перед тем как получить эти колонки, я прочел в рекламном тексте на официальной странице, что картинка, создаваемая ими, настолько впечатляющая, что, мол, вы буквально можете потрогать ее. Ха! Конечно же, реклама должна быть яркой, но такое... Кажется, что это все-таки какой-то перебор с гиперболой...

И когда ты вдруг впервые слышишь ЭТО, то оно даже немного пугает сначала. Потому что ты понимаешь: реклама не была излишне экспрессивной, компания в самом деле крайне щепетильно подошла к настройке звука. Ты реально можешь «потрогать» его!

Да, конечно, очень недешевые, но 375 тысяч это не миллион и, тем более, не три миллиона. А звучат они настолько потрясающе, что я уже которую неделю не прихожу в себя. Вот что значит сделать по-настоящему круто!

И сейчас еще добью вас. Я слушаю их в сетапе с потрясающим усилителем Burmester 082 – дорогущим Hi-End чудовищем, производящим бесконечное количество деталей и вообще всего, что только можно. Но еще я послушал эти колонки со своими достаточно приземленными усилителями Parasound P5 и A23. И знаете что? С ними Platinum точно так же рисуют эту голографическую осязаемую картину, которую можно «потрогать». Конечно, не настолько впечатляюще, как с Burmester, но в целом все равно так круто, что до мурашек!

Что касается звука в целом, то это впечатляющее сочетание скорости, большого, очень большого количества деталей при невероятно комфортной подаче всего этого. При этом звук нельзя назвать ни теплым, ни холодным, он просто всегда какой-то правильный и очень верный, настоящий. Я испытываю редкое, очень редкое ощущение, что сейчас я слышу всё так, как записано в студии.

Это слышно на любой сложной музыке, с которой, кстати, Platinum справляются просто играючи. Хоть я и не очень-то большой любитель (и еще меньший знаток) БСЭ, но специально сел и переслушал кучу разной «тяжелой» классики и готов разделить все эти восторженные отзывы владельцев подобных сетапов, демонстрирующих, где находится валторны, а где фаготы. Подтверждаю – слышал и замерял расстояния (ну почти).

Но если говорить о той музыке, что я хорошо знаю и люблю, то с Platinum сильно впечатляет та тщательность и разборчивость, с которой всё это прорисовывается. Ничто не смешивается в кашу, ничто не теряется и не тонет даже в пучине быстрой и тяжелой музыки. И при этом полочники не акцентируют внимание на недостатках и довольно снисходительно относятся к не самым качественным фонограммам. Но зато если запись интересная, то Platinum сделают всё, чтобы захватить твое внимание без остатка.

Вот вам свежий пример из недавнего моего плейлиста – молодой парень Des Rocs, играющий довольно грязный рок. И на его музыке очень четко слышно, как на фоне гитарной грязи чистейше работает ударная установка, и как четко прорабатывается объем большого барабана с мельчайшими послезвучиями, и как это тонет в темнейших, как душа твоей бывшей, паузах. Крутизна! И да, вся эта грязь, конечно, четко просчитана, и на самом деле они нас дурят – всё это очень качественно сведено.

На этих колонках, конечно, можно слушать абсолютно всё, но лично мне хочется чего-нибудь насыщенного деталями, с тонкими нюансами, и я частенько переслушиваю Нильса Фрама – довольно минималистичного по звуку неоклассического музыканта, саунд которого во многом построен на эмбиенсе пространства, где происходит запись. Он умело пользуется всем этим «побочным» материалом, и в его композициях много разных шорохов, слышны «технические» подробности работы рояля, вроде стуков молоточков и клавиш. И это все, оказывается, невероятно вовлекает и погружает в происходящее, благодаря главной суперсиле этих колонок – трехмерности.

Еще один великолепный экспириенс, связанный с этими колонками, – переслушивать старый аналоговый винил. Я побывал там, в 1969-м, прямо в центре студии, где Пейдж рвал гитару! Невероятно! Все-таки хорошие старые пластинки хранят огромное количество информации, и эти колонки по-настоящему способны все это показать. Их способность к оживлению фонограмм открывает настоящее окно сквозь пространство и время. Иногда тебя так это захватывает, что хочется рыдать.

И чуть не забыл – в распаковке я обещал рассказать о секретном инструменте, найденном в коробке с аксессуарами. Так вот, эта штуковина – магнит, который нужен, чтобы... снимать металлические грили с драйверов. Элегантное решение, не правда ли? Но я почему-то не хочу снимать эти грили – с ними колонки мне нравятся больше, какая-то тайна в их образе остается – что же там, за решетками,способно так звучать?

В англоязычных обзорах этих колонок можно почти в каждом абзаце встретить чрезвычайно яркое наречие extremely, которое действительно как нельзя лучше характеризует практически любую сторону этих колонок. Они очень крутые конструктивно, великолепно выглядят и могут разрушить все ваши заблуждения о недосягаемости безупречного звука внутри обычной квартиры. И если вы можете себе их позволить, то обязательно включите Platinum PL100 в свой список кандидатов на прослушивание. Настолько живых и при этом универсальных полочников не так уж и много.

Тестовый сетап

Усилители: Burmester 082, Parasound P5+A23 :: Проигрыватель винила: Micro Seiki RX-1500 + ZYX R-100 Fuji L :: Фонокорректор: Luxman E-200 :: Цифровой источник: Mac Mini :: ЦАП: Schiit Gungnir Multibit :: Кабели: межблочные, акустические и сетевые Nordost Frey 2, USB – Schiit Pyst :: Консоль электропитания: Powergrip YG-1 ::