17 июня 2020

Слушать винил-рипы – это то же самое, что и слушать винил?

Должен признаться, что часто музыка, воспроизводимая с пластинки, звучит для меня более впечатляюще, находясь на какой-то субъективной ступени выше, чем чистый цифровой файл. Это благодаря тому «виниловому» окрасу, который есть у аналогового тракта. Ну, или если смотреть с точки зрения пуриста, то из-за тех искажений и несовершенств, которыми обладает аналоговый тракт.

Многие думают, что винил-рип – это как будто ты поставил у себя вертушку и слушаешь то же самое. Большое количество рипов в сети, по идее, говорит нам о том, что многие люди хотят слушать именно такой, искаженный вертушкой звук. Но это, в конечном счете, дело вкуса. Я же часто предпочитаю именно такой, окрашенный звук, но с настоящей пластинки, а не с её чужого рипа.

Да, действительно, аналоговые записи, особенно виниловые пластинки, звучат максимально иначе, чем любые цифровые файлы. Но давайте разберемся – что же такое этот «волшебный» аналоговый звук и что с ним происходит, когда он становится цифровым винил-рипом.

Да, я тоже иногда оцифровываю пластинки – в основном для того, чтобы записать в портативный плеер

В аналоговом тракте сигнал проходит как минимум две стадии серьёзного преобразования. Первая стадия: сначала картридж, пробегая по канавкам пластинки своей иглой, колеблясь в них, генерирует очень слабый электрический сигнал, собирая всю (или не всю) полезную (и не очень) информацию. Этот сигнал, проходя по кабелям сквозь тонарм, попадает в трансформатор и/или фонокорректор.

Фонокорректор должен восстановить искаженный сигнал с пластинки, ведь он записан с большим спадом от высоких частот к низким из-за невозможности физически записать на пластинку нужное количество низких частот. И это второе «слабое» место «винилового» тракта.

Дальше сигнал попадает в усилитель и колонки (или наушники), и мы слышим наш особенный аналоговый звук, включающий все несовершенства физического контакта иглы и пластинки и последующих преобразований. И именно этот результат так сильно пленяет таких, как я.

Аналоговый тракт с вертушкой – в этом плане благодатная почва для творческого прослушивания: вы можете менять настройки тонарма, менять картриджи, фонокорректоры и заметно влиять на характер звука. И это довольно круто. На этом фоне цифра куда более безальтернативна из-за своей безупречности. Но так ли это?

И хотя практически каждый, даже самый недорогой, цифро-аналоговый преобразователь будет демонстрировать АЧХ, похожую на прямую линию, на самом деле все они звучат довольно по-разному. Именно поэтому мы сегодня видим огромный и постоянно растущий рынок ЦАПов, и цены на них доходят до неприличных значений. И все это по той же самой причине, что и с винилом, – высокое качество стоит больших денег: такова правда жизни.

Кажущиеся безупречными цифровые тракты также меняют звук, как и аналоговые. Просто характер этих изменений отличается от тех, что возникают в аналоге. Как правило, звук недорого ЦАПа холоден и безжизнен, за что многие и не любят компакт-диски и цифру. Но на самом деле проблема кроется, как правило, в недостаточном уровне системы, а не в самих цифровых носителях.

Но вернемся к винилу и его рипам. Что происходит, когда винил оцифровывают, и что вы в итоге будете слушать: недостатки цифры с достоинствами винила или наоборот? Ответ – и то, и другое.

Запуская винил-рип на своей системе, вы не избавитесь от окраса своего цифрового тракта, но вы добавите к нему особенности звучания тракта «риповальщика» (не всегда того же уровня, что и ваш тракт), смешанного с характером и погрешностями его аналого-цифрового преобразователя, превращающего звук пластинки в тот самый файл.

И если АЦП окажется достаточно грубым, то в файле, вероятно, не удастся сохранить тонкости аналогового звука. А если ваш ЦАП окажется недостаточно качественным, то и извлечь тонкости также не выйдет, плюс так или иначе к подаче добавится характер вашего ЦАПа. Вот вам типичный пример со всем известного сайта – сетап, указанный на одном из рипов:

Сигнал снимает неплохая вертушка с хорошим картриджем, но с довольно бюджетным фонокорректором Musical Fidelity V-LPS за 6 тысяч рублей буквально. И все это оцифровывалось никудышной звуковой картой. В итоге всех тонкостей, извлекаемых картриджем Clearaudio, вам не видать. И это далеко не худший сетап из тех, что можно встретить. Но да, конечно, встречаются оцифровки, сделанные на очень крутых сетапах, но это скорее редкость.

Так что же вы получите у себя, слушая такие рипы? Правда в том, что никто не знает. Винил-рип – это скорее суррогат, с помощью которого можно услышать какую-то часть почерка аналогового тракта, который все равно пройдет через (как минимум) два цифровых решета разной степени ячеистости. Это может быть всё что угодно, но не то, что может вам дать настоящая вертушка.

А теперь бонус :-) Я оцифровал треки B1 и C1 с оригинального сингла Massive Attack – Butterfly Caught, 2003 года, которому вчера, 16 июня, исполнилось 17 лет (ну вы видели мой Инстаграм).

:: B1. Butterfly Caught (Octave One Remix)
:: C1. Butterfly Caught (RJD2 Remix)

Состав системы

Вертушка: Micro Seiki RX-1500 :: Тонарм: SAEC WE-308Ld :: Картридж: ZYX R-100 Fuji L :: Фонокабель: Ortofon 6NX-TSW 1010 :: Фонокорректор: Luxman E-200 :: Межблочный кабель: Nordost Frey 2 RCA :: АЦП: Schiit Jil :: Консоль питания: Powergrip YG-1