27 июля 2020

Абсолютный бестселлер T+A – ЦАП DAC 8 DSD

🎥 Видеоверсия здесь

Сегодня у нас очень интересный каллакс-фай девайс, в очередной раз доказывающий, что высочайшее качество не всегда требует исполинских размеров. Это немецкий цифро-аналоговый преобразователь T+A DAC 8 DSD, в паре с которым я тестировал колонки Acoustic Energy АЕ1 Active. Но на самом деле это только и не столько ЦАП, ведь его работа заключается не в одном Ц/А преобразовании, и он на самом деле много чего может делать в вашей системе. Он мне оказался настолько мил и интересен, что я решил рассказать о нем отдельно.

Стоит отметить, что этот ЦАП за свои выдающиеся качества звуковоспроизведения удостоился множества наград и включен в «Зал славы» известного журнала Stereophile, куда отбирается только лучшая аудиотехника и сохраняется на все времена. И это самый продаваемый продукт T+A за все последние годы!

Этот небольшой металлический корпус как нельзя лучше демонстрирует немецкий подход к конструированию техники. Здесь прямо зашкаливают практичность и удобство. Во-первых, корпус здесь тяжелый, полностью металлический. Посмотрите, какие толстые плиты сверху и снизу! И на самом деле это не ради дизайна как такового – в T+A считают, что вес устройства является не только показателем внутренней прочности устройства, но и основным способом экранирования и защиты от электромагнитных, радиопомех, а также от микрофонного эффекта.

Здесь 6-миллиметровые алюминиевые плиты зажимают алюминиевые экструдированные профили, являющиеся стенками. И этот 4-килограммовый корпус опирается на красивейшие амортизирующие ножки. Просто аудиофильский мини-танк!

Фасад DAC 8 довольно обильно усеян кнопками, и это оказывается очень удобным, потому что девайс очень многоликий. Помимо четырех кнопок переключения входов, немцы вынесли на фасад еще четыре кнопки переключения режимов и две кнопки регулятора громкости полностью аналоговой конструкции, говорящие о том, что его можно использовать без предусилителя. То есть если у вас чисто цифровой тракт, то вы просто коммутируете всё на DAC 8 и отправляете с него аналоговый сигнал на мощник или активные колонки. Я попробовал и так, и так – красота!

Помимо этого, на фасаде очень небольшой и простой, но просто суперинформативный (когда вы в нем разберетесь) дисплей. На нем вы наглядно видите, какой сигнал сейчас поступает, на какой громкости отправляется и в каких режимах сейчас работает сам преобразователь.

И здесь как раз кроется одна из самых крутых фишек: в то время, когда большинство ЦАПов молча работают, что-то там делая сами по себе, DAC 8 с помощью восьми небольших иконок в правой части дисплея крайне наглядно информирует вас о том, что сейчас происходит.

Это прямо аудиофильская услада: посмотрите на две первые иконки – замок означает, что ЦАП соединился с источником и первая ступень синхронизации произошла, а вот вторая иконка куда более интересная – если вы ее видите, то это хороший знак, он означает что DAC 8 залочил поток аудиоданных и передача происходит без потерь –jitter free, благодаря прецизионному тактовому генератору, установленному внутри. Передача без эффекта джиттера возможна в том случае, если качество клока у отправляющего устройства тоже достаточно высоко.

То есть вы здесь наглядно видите, что с вашим источником сейчас все хорошо и с него поступает нормальный сигнал. И вот что я вам скажу – этот значок в моем сетапе горит далеко не всегда, к сожалению. А это означает, что мой транспорт иногда лажает, что еще раз говорит о том, что с качественной передачей цифрового сигнала всё гораздо сложнее, чем многие думают.

И, разумеется, вы вправе ожидать от этого алюминиевого кирпича нетривиальной конструкции: в нем два раздельных сложносочиненных блока питания для цифровой и аналоговой секций, которые, кстати, гальванически развязаны между собой. Это означает предотвращение любых помех в аналоговой секции, приходящих с цифровых источников (особенно с компьютеров).

За само Ц/А преобразование здесь отвечают восемь чипов… нет, не ESS и не AK, а топовых 32-битных Burr Brown PCM1795 в двойном дифференциальном включении, по четыре на каждый канал. Эта конструкция сулит вам практически полное отсутствие шума и искажений.

Приставка DSD в имени означает ровно то, что означает – эта штука есть прекрасный инструмент для декодирования DSD вплоть до DSD512. И это особенная гордость T+A, потому что здесь для работы с DSD используется свой уникальный отельный преобразователь – T+A True 1-bit, который честно и качественно конвертирует DSD поток в аналоговый сигнал, а не через PCM, как делают большинство универсальный чипов. В общем, опять хроническая аудиофилия во всей красе.

Единственное слабое место здесь – отсутствие нативной поддержки MQA. Но за тот уровень и качество преобразования, на которое способен DAC 8 DSD, MQA ему можно простить. Ну и стоит учесть, что на момент разработки DAC 8 формат MQA еще не был популярен. Да и в отношении MQA у инженеров Т+А весьма скептическое отношение. Ведь, по сути, MQA – это lossy формат, а зачем использовать lossy, когда есть возможность воспроизводить настоящий Hi-res вплоть до 32 бит / 384 кГц для PCM и до 512 для DSD.

Ну и кстати, кроме самих чипов Ц/А преобразования все детали проходят строжайший отбор, и вы не найдете здесь «рассыпухи» по 10 евро за ведро – допуски, намагничивание, устойчивость к радиопомехам и температурным перепадам и подбор по парам в конце концов. Например, стоимость постоянного склада радиодеталей Т+А – это 4-5 млн. евро.

И после того, как наш щепетильно принятый входящий сигнал преобразовался в аналог на всех этих невероятных цепях преобразования, он попадает в аналоговый тракт, имеющий полностью симметричный дизайн и дискретную конструкцию без использования операционных усилителей, он оснащен балансными выходами XLR и несимметричными RCA.

Ну и, кстати, сзади здесь, конечно, полный и абсолютно исчерпывающий набор для коммутации – кроме выходных разъемов, здесь 8 (восемь!) цифровых входов: четыре коаксиальных, BNC, оптический, AES/EBU и USB.

И еще один важный момент обнаруживается сзади – небольшой переключатель, с помощью которого вы вырубаете предварительную секцию, когда вам не требуется управление громкостью с ЦАПа, а нужен максимально честный линейный выход. Что тут такого? А частенько, когда вы на подобном устройстве в меню выбираете Line Out, то происходит просто повышение громкости на максимум, но прохождение сигнала по цепям остается неизменным. Здесь же хардкор: щелкнул переключателем – и физически отрубил пред. Красота!

И вот мы пришли к самому интересному, на мой взгляд. Я хочу подробнее остановиться на вот этих трех последних кнопках, которые и помогают DAC 8 быть таким многоликим. Первые две отвечают за выбор FIR- и BEZIER-фильтров, а последняя позволяет расширить полосу пропускания с 60 до 120 кГц. Правда, последнее рекомендуется делать, только когда у тебя по-настоящему крутой усилитель. Но у меня тут как раз есть один такой.

И вот что мне очень понравилось с выбором фильтров – во-первых, если вы откроете инструкцию, то обнаружите невероятно внятное и наглядное описание их работы с графиками. Но главное – работа этих фильтров реально очень заметна. Если во многих ЦАПах они работают так, что когда ты переключаешься между ними, то часто думаешь: заметил я разницу или нет? То здесь качество проработки такое, что ты всегда слышишь все эти изменения.

Не буду вдаваться в подробности, но с помощью простого переключения между четырьмя фильтрами вы измените звучание от абсолютно точного и беспристрастного до невероятно комфортного и какого-то прямо настоящего аналогового звука. Или, например, просто можете придать жирка на низах.

В общем, фильтрация действительно меняет звучание, и это часто приходится к месту на разной музыке. Это меня покорило в нем больше всего – именно так должен работать современный ЦАП, как мне кажется. Это как раз то, чего так не хватает в современных преобразователях – гибкости в звуке, которая вот здесь как раз есть.

Ну и что касается самого звука – не знаю, стоит ли озвучивать такую банальность, что немецкий ЦАП стоимостью около 300 тысяч рублей звучит на высочайшем уровне. Конечно, да, парни. Ну нет вопросов к качеству вообще, тем более что он вам может приготовить звук от medium rare до well done, как вы только захотите. Ну и, кстати, за эти деньги вы получаете вещь с надписью Made in Germany.

Предвещаю, что некоторые начнут возмущаться высокой ценой, но я с большим удовольствием сейчас им отвешу большущую оплеуху. Соберись, хейтер, и смотри сюда: вот это – непримечательный разъем 6,3 мм. Он скрывает совершенно зверский усилитель для наушников. Зверский в плане качества – он очень крутой, серьезный, без вопросов, и работает, конечно, в классе «А». Там очень много всего слышно, и проработку такого качества отдельно ну, я не знаю, можно ли купить дешевле сотни тысяч рэ или нет. И он уже здесь, внутри.

Так что это устройство не только предусилитель и ЦАП очень высокого уровня, но еще и великолепный усилитель для наушников. Сами посчитайте, во сколько вам обойдется все это купить раздельно. Я не говорю еще про стоимость коммутации всего этого, количестве занятых розеток и месте в вашей стойке или на столе.

Поэтому, если хорошенько все взвесить, то T+A DAC 8 DSD перестает выглядеть дорогой маленькой коробочкой и после знакомства оказывается довольно выгодным компактным устройством, закрывающим обширный сегмент вопросов в любом сетапе.

Тестовый сетап

Усилитель: Mark Levinson № 5805 :: Акустика: Acoustic Energy AE1 Active, Monitor Audio Platinum PL100 II :: Цифровой источник: Apple Mac Mini + Roon :: Наушники: Audeze LCD-2 с кабелем Audeze Premium :: Кабели: межблочные, акустические и сетевые Nordost Frey 2, USB – Wireworld Ultraviolet :: Консоль электропитания: Powergrip YG-1 ::