14 сентября 2020

Лучший усилитель в мире: Arcam HDA SA30

🎥 Видеоверсия здесь

Честно говоря, я никогда особенно не смотрел в сторону усилителей Arcam последнего поколения HDA. Дело в том, что сейчас такой насыщенный информационный трафик, а Arcam пусть и культовые девайсы, но довольно сдержанные и неброские на вид.

Но свежая награда EISA, причем не абы какая, а «лучший усилитель в мире 2020-2021 года» как прожектор в темноте указала мне на этот Arcam SA30. И это, конечно, очень интересно – что такого нашли в этом неброском усилителе мировые эксперты, что он заткнул за пояс кучу всего крутого, появившегося в последнее время?

И ответы начинают поступать сразу, как только ты вскрываешь коробку: в аксессуарах среди кабелей и антенн, как у роутера, там обнаруживается вот такая штука, и она наводит на мысль, что не все так просто и что-то тут нечисто, но к этому мы еще вернемся.

Плюс, он оказывается довольно тяжелым для своего компактного размера – почти 11 кг. И это при том, что у него нет каких-то мощных металлических плит в корпусе – обшивка на вид вполне обычная из гнутого листа и только металлический фасад чуть более толстый, а это значит, что вся тяжесть спрятана внутри! И для усилителей это очень хороший знак, на мой взгляд. “Тяжесть – это хорошо, тяжесть — это надежно…” – как говорил Борис Бритва.

Фасад, как вы видите, действительно довольно сдержанный, ничего особенного – просто очень аккуратно, без какого-то особенного выпендрежа. Разве что широкий дисплей, но он не цветной, так что этим, в принципе, не удивишь уже. Хорошая, большая металлическая ручка громкости, да ряд тривиальных кнопок… Но пока ответа на вопрос: “где тут лучший усилитель в мире” не видно. Мало того, два 3,5-миллиметровых джека для подключения наушников и AUX-входа даже немного обескураживают – никогда не понимал почему на стационарной аппаратуре ставят 3,5-, а не 6,3-миллиметровые разъемы.

Но если начать погружаться в то, что же это за штука, то можно обнаружить внутри этого корпуса мудреный усилитель класса G, что переносит нас к познавательной части блога и мы узнаем, что это на самом деле, своего рода модернизированный класс АВ, в котором оконечные каскады запитаны не одной, а двумя шинами. Первая обеспечивает работу на низких уровнях сигнала и тогда усилитель работает в чистом классе А, а вторая «разгоняет» каскады до полной паспортной мощности, которая, кстати, составляет 120 Вт на канал при 8 Ом, и 220 Вт на канал при 4 Ом.

Но чтобы стать лучшим усилителем в мире этого недостаточно, и англичане начали добавлять в него всякое. Например, установили туда фонокорректор, поддерживающий как ММ-, так и МС-картриджи. Но, конечно, и это не делает его лучшим усилителем в мире.

Если посмотреть на SA30 сзади, то тут все начинает немного пугать: вдобавок к трем линейным входам и двум входам фонокорректора вы найдете два оптических и два коаксиальных входа, USB, разъем Ethernet и HDMI Arc, позволяющий подключать телевизор и передавать аудиосигнал с него прямо на вашу стереопару.

Ну и выходы предусилителя тоже есть, и вы можете использовать SA30 с каким-то внешним мощником. И еще тут есть RS 232, с помощью которого можно подцепить этот девайс в систему умного дома. В целом это, конечно, уже довольно впечатляющий коммутационный набор.

Всё это нас приводит к тому, что кроме самого усилителя, внутри здесь обнаруживается целый сетевой стример с ЦАПом. И не абы какой, а прямо-таки серьёзный, с абсолютно исчерпывающими сетевыми возможностями от всех стриминговых сервисов и доступа к вашим папкам в сети. Плюсздесь поддержка Google Chromecast и Apple Airplay 2. ЦАП же построен вокруг 32-разрядного чипа ESS Sabre 9038 и, разумеется, нативно поддерживает MQA и всё такое. Но в этом усилителе есть еще кое-что…

В SA30 англичане встроили систему рум-коррекции Dirac Live, для которой и поставляется специальный калибровочный микрофон, который я показал в начале. Этот микрофон, подключенный к компьютеру, фиксирует калибровочные тоны, отправленные усилителем на колонки. После этого специальный софт Dirac Live анализирует сигнал и корректирует резонансные частоты в помещении с помощью эквалайзера. Красота! Вы представляете – эта штука буквально за несколько минут должна практически идеально подогнать ваш сетап под ваше помещение. В теории.

Но за всё в этой жизни нужно платить, дружище, и рум-коррекция не исключение. Потому что работает она, оцифровывая ваш аналоговый сигнал, и уже переведя его в цифру компьютер производит над сигналом манипуляции, а затем снова преобразовывает его в аналог (на том самом чипе ESS 9038). Так что если вы цифрофоб, и считаете перевод аналога в цифру харамом, то останетесь без рум-коррекции.

Если хотите моего субъективного мнения, то на мой взгляд Dirac работает очень эффектно (потому что изменения просто катастрофические), но не идеально, ибо мне после проведения коррекции потребовалось ручная подстройка на слух. На самом деле ты так привыкаешь к АЧХ своей комнаты, что корректированный звук поначалу кажется просто возмутительным, но переключаясь обратно на звук без коррекции ты тут же понимаешь, что да, коррекция все-таки больше исправляет косяки, чем создает новые. Но, похоже, что от того, что я реально привык к “своему” звуку, идеальным на мои уши стал вариант с приблизительно “половинной” коррекцией, с графиком, находящимся где-то посредине между “до” и “после”.

Что касается самого интересного, то вот вы говорите: «Традиции английского звука…» Ну хорошо, вы не говорите «традиции английского звука». Тогда я говорю вам: традиции английского звука — они давние и Arcam один из их столпов.

Ты вот сначала, вроде, приготовился к критическому прослушиванию, думаешь ловить места, где саунд слаб, где он так или иначе просаживается, но… в итоге ты просто сидишь и кайфуешь! Потому что когда ты слышишь, как он подает музыку: упруго на низах, мягко и детально в середине и на верхах, то просто не можешь не умиляться. Ну это действительно порода и высочайшее качество. Развожу руками, ребята.

К проработке деталей нет претензий, к глубине сцены – только положительные эпитеты, разделение инструментов превосходное, а вокал вообще божественный (особенно после рум-коррекции)! Этот Arcam просто повернут на вокале, как мне кажется, – ну очень красиво его подает, прямо оторваться нельзя.

Версия известной песни Bang Bang в исполнении AmiIIi и группы AnnenMayKantereit просто убивает эффектом присутствия (причем даже на бюджетных полочниках Bronze 100): голоса максимально живые, осязаемые просто, и все это практически на фоне одной гитары и каких-то легких шорохов пространства, но настолько эффектно, что можно на репите это слушать полчаса. Аркам вам просто открывает окно туда, где велась запись.

На самом деле Arcam хорош практически на всём, но отдельно хочу сказать про то, как композиция Joga северной русалки Bjork переносит исландский струнный квартет прямо к вам в комнату, вот сюда, перед ковром, ну а про голос самой Бьорк я вообще молчу – с посторонней женщиной я настолько неприлично близок не был давно. Похоже, эксперты EISA пережили с этим Arcam нечто подобное... Надо спросить у Борзенкова не обнимался-ли он с Бьорк?

Ну а если без шуток, то это и вправду очень крутой усилитель, хотя... его даже усилителем-то сложно назвать, это все-таки уже многофункциональное устройство, потому что весь этот цифровой, сетевой и стриминговый функционал здесь не для галочки, как это часто бывает, он абсолютно функциональный, удобный и правильный.

Но, не скрою, SA30 не обошли стороной странности и недостатки: у него есть wi-fi, но почему-то нет Bluetooth, у него есть приложение, но оно так себе, и сторонним софтом пользоваться удобнее. И самое удивительное – фактически он в десятки раз круче, чем выглядит, и я от этой скромности недоумеваю, ведь обычно бывает ровно наоборот!

И это как раз хороший пример того, как довольно невзрачный на вид девайс, именно благодаря своим потрясающим характеристикам и исчерпывающему набору функций (а не чему-то напускному) стал абсолютно лучшим усилителем в этом году.

Подробности здесь

Тестовый сетап

Акустика: Dynaudio Excite X36, Monitor Audio Bronze 100 :: Цифровой источник: Mac Mini + Roon :: Проигрыватель винила: Micro Seiki RX-1500 + SAEC WE-308Ld + ZYX R-100 Fuji L :: Фонокорректор: Luxman E-200 + повышающий трансформатор Fonolab/Tamura TKS-83 :: Кабели: межблочные, акустические и сетевые Nordost Frey 2 :: Консоль электропитания: Powergrip YG-1 ::