16 сентября 2020

Как в России делают первоклассные проигрыватели винила

Несколько лет назад, на одной из выставок Винил Джем я увидел интересную вертушку, она впечатлила меня в первую очередь своим лаконичным и современным внешним видом, была выполнена с максимальным вниманием к деталям, а когда я послушал её, то сомнений не осталось – это очень серьёзная вещь. Но самое крутое в том, что её сделали в России, в Москве, во что было очень трудно поверить – настолько крутая эта штука.

Та самая вертушка с Винил Джем 2019

Спустя полтора года я встретился и поговорил с человеком, который уже больше 10 лет делает эти невероятные аудиофильские проигрыватели, достойные самых крутых сетапов, и посмотрел на последний его проект. И хорошая новость в том, что стоят такие вертушки совсем недорого.

Сергей Зеленчуков – довольно известный человек в аудиофильской тусовке, который в этой индустрии уже много лет. Именно он придумывает высококлассные вертушки с роликовым приводом под маркой ABV Turntables. По сути, эти столы – глубоко модернизированные винтажные проигрыватели Elac Miracord и Miraphon. Так что получается, что Сергей делает современные устройства, которые без всяких скидок можно назвать новыми, в сердце которых служат 50-летние шасси немецких проигрывателей Elac.

Сергей Зеленчуков рассказывает о своем новейшем проекте

Сергей, как ты вообще пришел к этому?

И хотя я много лет в индустрии звука, вертушками я начал заниматься более 10 лет назад, исключительно для себя, когда вновь решил вернуться к винилу. Мне просто хотелось построить что-то интересное, но получилось так, что люди приходили ко мне, видели мои вертушки, им нравилось, и многие просили сделать такое же. Поэтому всё прошлое десятилетие я занимался тем, что строил максимально интересные для себя проигрыватели винила, и со временем начал делать их для других людей.

Но почему именно роликовый Elac? Что в них такого?

Вообще Elac – недорогие бытовые аппараты, и в них, в отличие от EMT или Garrard, применялось шасси из штамповки, она из достаточно толстой стали, 2 мм, но все равно это не литьё. Плюс, как это было принято в те времена, автоматическая конструкция – по нажатию кнопки тонарм подводится/отводится, и еще был модуль чейнджера. Тонармы в этих вертушках для своих лет были неплохие, они правильно сконструированы, в них неплохие подшипники, но по сравнению с любыми SME, Micro и более поздними тонармами, они не дотягивают по уровню.

Ну и соответственно время их не щадит, конечно, все Миракорды и Мирафоны, которые прошли через мои руки, звучали немного по-разному, если внимательно послушать – все из-за их тонармов. Но как основа, как механизм, эти старые проигрыватели имеют потенциал. У них отличный узел подшипника опорного диска, очень надежная конструкция роликового привода и просто великолепный мотор Papst.

Одни из главных вещей от которых зависит звук – подшипник, привод и двигатель. И вот если посмотреть на сам ролик, приводящий в движение опорный диск, то можно увидеть, что он у этого Элака как новый. А ведь ему уже около 50 лет! И на моей практике все ролики были всегда в таком состоянии. А у тех же старых Lenco, Garrard и Thorens это проблема. Заходишь на Ebay и там видишь целую кучу новодельных роликов, потому что часто у винтажной аппаратуры резиновые детали или дубеют, или растворяются. Элаки же этой проблемы лишены в принципе.

Плюс у Элаков конструктив очень надежный, и у узлов качественная мехобработка – вот тот же ролик, он в принципе не смазывается, там втулка из фоторопласта и ни разу я не видел износа у этих деталей.

Иногда попадаются аппараты в состоянии просто нового, вот как этот. У меня есть коллега в Германии, он для меня подыскивает таких доноров, в основном это какие-то локальные местечковые немецкие объявления. И вот в этот раз мне попал экземпляр ну просто в состоянии нового, не знаю даже, использовали ли его вообще, на нем даже отпечатков пальцев не было.

Много ли приходится переделывать у донора?

Снимаются кнопки автоматики, программная шестерня, ненужные тяги, электрика. Остальной механике я делаю профилактику, смазываю и в принципе больше ничего. Дальше мне нужно сделать какую-то систему включения, потому что в оригинале Elac включается кнопками, которые я удалил.

Вид оригинального Elac Miraphon 22

Так что я переделываю систему включения таким образом, чтобы штатный переключатель скоростей, который имеет положение для 16 скорости, в этом режиме просто выключал проигрыватель. Таким образом поворачивая рычаг на последующие положения вы запускаете вращение и меняете скорости, а когда нужно выключить проигрыватель, то просто возвращаете рычаг до упора назад.

От этого сильно выигрывает и юзабилити, потому что под левой рукой у вас включение и скорости, а под правой рукой только тонарм, и тебе возле иглы ничего не требуется нажимать, трогать, чтобы лишний раз не задеть и случайно не повредить иглу и т.п.

Я здесь не вижу больше никаких регулировок. А разве проигрывателю не нужна точная подстройка скорости, например?

Да, это вопрос, который многие задают. И тут интересная история – точная настройка проигрывателям Elac понадобилась после 1972 года, когда они отказались от двигателей Papst и стали ставить более дешевые, простенькие. Им пришлось даже сделать отдельный орган управления для этого, стробоскоп добавили, появились метки на опорном диске и все такое. Именно поэтому я использую доноры, выпущенные до смены двигателей.

Здесь скорость вращения не зависит от напряжения, а зависит только от частоты тока в сети, и также диаметр самого ролика не имеет значения и даже если он немного сточился, то это не повлияет на скорость вращения опорного диска. Причем, конструкция настолько качественная, что даже в самых запущенных случаях – максимум, что мне приходится сделать, это почистить всё от многолетних загрязнений и дальше он еще 50 лет проработает баз каких-либо вмешательств.

Кстати, насчет двигателей. Есть известная компания TechDAS, которая делает страшно дорогие High Endпроигрыватели винила, в частности знаменитый Air Force Zero, стоимостью 400 тысяч долларов, который будет выпущен в количестве 40 экземпляров и не больше. Так вот такой тираж обусловлен тем, что в этом проигрывателе установлены NOS двигатели Papst, и это весь известный запас новых двигателей этой марки, которые, собственно, и были все до единого выкуплены TechDAS. Эта фирма могла бы выбрать любые двигатели, доступные сегодня, но они предпочли именно старые Papst.

TechDAS Air Force Zero с двигателем Papst.

И еще почему я хотел показать тебе именно этот проект: вот это – стандартный подшипник опорного диска 22 Миракорда. Здесь шахта, вал в ней, никакого пластика, внизу шар и вал крутится на этом шарике. Это очень хороший и правильный узел, но когда человек хочет получить еще более качественный звук, то я ставлю вместо него подшипник от современного английского проигрывателя Mitchell Gyrodec.

Подшипник Miracord 22

Это гидравлический масляный подшипник, в нем внутри ванночка с маслом, а сам подшипник перевернут. Внутри на обойме есть спиральная канавка, по которой засасывается масло во время вращения, и оно там постоянно циркулирует, за счет этого практически отсутствует трение обоймы с валом из-за масляной пленки, нагнетенной давлением.

Подшипник Michell Engineering

И что, это как-то влияет на звук в итоге?

В самых топовых своих проектах я ставлю митчелловские подшипники, потому что это катастрофически сказывается на звуке. Вот что такое настоящий виниловый проигрыватель – на его почерк и влияют разные такие «мелочи». От подшипника очень сильно зависит звук винилового проигрывателя, хотя многие это недооценивают. И в этом часто кроется причина плохого звука винтажных проигрывателей, у которых этот узел изношен.

И еще один момент: штатно у Elac подшипник крепится к металлическому шасси, но я посчитал и разработал конструкцию, когда он очень жестко крепится к нижней панели плинта, таким образом он развязан еще и с металлическим шасси, и вибрации его на подшипник вообще не передаются.

А что здесь за плинт? Я вижу, что он достаточно мудреный…

Помимо восстановления элаковского донора, хорошей вертушке требуется новый плинт, в его конструкции нужно позаботиться обо всех резонансах, чтобы они были правильные, от этого тоже очень сильно зависит звук вертушки.

Как было принято раньше: когда не было жестких аудиофильских стоек и были плохие полы у людей и так далее, вертушки делали так, что часть, несущая опорный диск, висела в коробке на пружинах. Я, начиная еще с первых своих экспериментов, пришел к тому, что звук становится намного лучше, когда элаковское шасси не развязываешь от корпуса, а наоборот, когда максимально привязываешь его к массе плинта.

Дальше уже идут нюансы вроде выбора материала и всего такого. Плюс нужно добавить жесткости штампованной элаковской конструкции, и хотя по ней не скажешь, что эти толстые штампованные листы могут деформироваться, но в целом это не EMT, а моя цель в этом как раз максимально приблизиться к таким конструкциям, как EMT.

В общем, мне нужно максимально задемпфировать шасси и привязать к нему массу плинта, причем таким образом, чтобы резонансы были максимально благозвучными. Потому что можно сделать так, что будет звенеть, или наоборот, чересчур все заглушить, что тоже не будет положительно влиять на звук. В общем, я экспериментировал с разными материалами и пришел к тому, что мне больше нравится корпус из березовой фанеры, склеенной в сэндвич, которая затем на станке с ЧПУ профилируется нужным образом.

И вот если вспомнить тот экземпляр, что ты видел на позапрошлом Винил-Джеме, то там такого же типа березовый корпус, но шасси было связано с плитой из дюралюминия, которая через определенную тончайшую виброгасящую прокладку была сращена, и получался сэндвич из стали с алюминием. И вот эта конструкция уже мало чем уступает литым шасси EMT и Garrard. Проигрыватели с таким плинтом звучат очень здорово, я их сделал достаточное количество. Да и выглядели они классно, конечно.

Но эксперименты на этом не закончились и через какое-то время так вышло, что мне в руки попал кусок искусственного камня и я стал с ним экспериментировать. И вот год назад я сделал первый проигрыватель, в котором заменил дюралюминий на этот камень, и заодно из камня выполнил нижнюю часть плинта. Всё это прочно стянуто болтами в монолитную конструкцию: камень, фанера и снова камень.

Такая конструкция получилась еще более интересной по звуку, плюс из-за камня конструкция обрела больший вес, а в этом деле он лишним никогда не бывает. В общем сейчас я предлагаю заказчикам два варианта: с дюралем или с камнем, первый вариант получается немного дешевле, но теперь все предпочитают все-таки конструкции с камнем, конечно, в том числе и потому, что внешний вид камня людям нравится больше.

Ну а какие-то еще материалы ты пробовал?

Береза мне подходит по звуку, потому что находится в какой-то гармонии с роликовым шасси. Но, например, мне однажды принесли недорогой пассиковый проигрыватель Rega и попросили переделать. Я сделал для него новый стол из МДФ, потому что там другой спектр вибраций, и если точный аппарат можно легко переглушить корпусом из МДФ, то в этом случае для спектра вибраций пассикового проигрывателя подошел более тяжелый и плотный МДФ.

Что с тонармами? Какие ты используешь?

Последним вопросом при постройке такого проигрывателя встает вопрос какой тонарм на него поставить и тут уже кому что, и в половине случаев заказчик четко говорит, какой тонарм будет стоять, привозят свой, но другая половина просит порекомендовать что-то.

База для установки тонарма на проигрывателе ABV

И хотя в этом частом споре, который возникает: «Что лучше – винтаж или новодел?» я стою посередине, потому что считаю, что есть прекрасные старые механические узлы и двигатели, которые грех не использовать – ну просто сейчас таких нет, и их не сделать даже имея оборудование и хороших токарей – что-то неуловимое утеряно, утрачено уже. Вот сейчас есть качественные станки с ЧПУ за миллион долларов, но такой же качественный продукт не получается сделать.

У Накамичи в те годы была своя мехобработка, станки были, но они заказывали в Elac какие-то детали: пары все эти, маховики, валы, бронзовые втулки. Про двигатели Papst я вообще молчу, такого больше нет и не предвидится.

Но при всем этом я сторонник того, чтобы тонарм был новым, и головка звукоснимателя была новой. Я считаю, что это как раз то немногое современное в индустрии винила, что превосходит винтаж. Конечно, есть и были прекрасные винтажные тонармы, но это все-таки сейчас кот в мешке, а я стараюсь отвечать за конечный результат, поэтому я советую людям покупать новые тонармы.

Ну а так как мои клиенты, это не те люди, которые тратят по миллиону за проигрыватель, то так получается, что чаще всего я использую тонармы Jelco, я считаю, что у этих тонармов соотношение цены и качества звука просто сногсшибательное. Это небольшое старое японское производство, которому 95 лет. Но, к сожалению, судьба Jelco пока под вопросом. Там очень пожилые сотрудники, дедушки, бабушки работают и вот из-за COVID они сейчас закрылись и непонятно что с ними будет дальше.

Jelco не так сильно известны, как те же SME, просто по той причине, что все эти годы они в основном работали как OEM-производитель. И вот, кстати, на легендарной вертушке Nakamichi Dragon стоит тонарм Jelco и для Ortofon они делали тонармы. И в этом моем проекте как раз установлен топовый 12-дюймовый тонарм Jelco TK-950L. Но, конечно, винтажные тонармы я тоже ставлю, если заказчик этого хочет.

Nakamichi Dragon с тонармом Jelco

Плюс моей конструкции в том, что она способна раскрыть потенциал очень хорошего тонарма и картриджа. Это вот на недорогой проигрыватель нет смысла ставить очень хороший тонарм, он просто не раскроется на дешевом столе, там просто маскируется звук, а такие столы, какие делаю я, звук не маскируют.

Сколько времени занимает такой проект, и во что обойдется?

Обычно это занимает около трех недель. Это с учетом того, что мы еще занимаемся постройкой акустики. Могу сказать сколько стоит моя работа: переделка и профилактика донора, изготовление корпуса, сборка и установка тонарма стоят 40 тысяч рублей. В эту сумму входят все материалы, но не всходит стоимость донора.
Донор же сегодня обходится около 30 тысяч рублей – это 22-й Elac, а 50-й даже дешевле, около 25 тысяч. Таким образом, без тонарма такой проект обойдется около 70 тысяч рублей, плюс стоимость тонарма и картриджа. Конкретно в этой топовой комплектации еще установлен подшипник Mitchell за 200 фунтов.

Конечно, сейчас такое время, что всё постоянно дорожает и комплектующие и материалы особенно страдают от роста цен, поэтому, к сожалению, время от времени цены приходится увеличивать, чтобы сохранять качество на том же высоком уровне.

***

Что касается моего мнения, то ABV – это замечательный пример того, что у нас еще есть люди с горящими глазами и чистым разумом, способные делать своими руками просто отличные, по-настоящему высококачественные, и при этом максимально доступные вещи. Хочется, чтобы у нас на всех производствах люди так относились к своему делу, как парни, делающие проигрыватели ABV.