01 октября 2020

Что такое настоящие электростаты: Martin Logan Classic ESL 9

🎥 Видеоверсия здесь

Итак, друзья, вот они – долгожданные электростаты Martin Logan. Да не абы какие, а из самой топовой серии Masterpiece. Чтобы вы понимали, у компании всего три серии колонок: Motion с традиционными динамическими драйверами, ElectoMotion – серия электростатов с хорошим сочетанием цена/качество и топовая Masterpiece, где Martin Logan пытаются выжимать максимум. И вот Classic ESL 9 это младшая колонка и входной билет в топ Martin Logan.

Это довольно габаритные колонки: полтора метра в высоту, 27 см ширину, почти 65 см в глубину и 35 килограммов каждая! Сразу отмечаешь, насколько мощно и качественно она сделана – вся конструкция держится на сверхжесткой алюминиевой раме, а крупная низкочастотная секция отделана шпоном высочайшего качества – реально, это одна из самых красивых деревянных поверхностей, какие я встречал у колонок.

Ну и кстати сразу о низкочастотной секции. Как я говорил в первом видео (сходите обязательно посмотрите, если не видели, оно короткое) за НЧ-звено в таких колонках отвечают динамические драйверы, потому что электростатическая панель такого размера просто неспособна фигачить низы. И тут сразу два крупных фирменных вуфера с алюминиевым диффузором диаметром 20 см каждый, они находятся в раздельных камерах и направлены оппозитно.

Причем драйверы стоят на разных осях – такая конструкция значительно снижает вибрацию корпуса, которая обычно возникает при однонаправленном расположении НЧ-динамика, особенно в диапазоне от 34 Гц до 100 Гц. И задний драйвер настроен таким образом, чтобы минимизировать негативное влияние стен, которые, как обычно у нас оказываются довольно близко.

Плюс там еще щелевой фазоинвертор со сверхнизкой турбулентностью, который, как говорят в компании, практически не шумит. Сшивается это НЧ-звено фирменными кроссоверами, в которых, по заявлению производителя, только лучшие металлизированные пленочные конденсаторы, катушки без сердечника и уникальная фирменная топология Войтко (это фамилия разработчика).

Ну и раз мы заговорили о герцах – частотный диапазон колонок простирается от 34 герц до 23 килогерц. Номинальное сопротивление колонок 4 Ома, и вот глядя на все это, конечно кажется, что тут понадобится электростанция и какие-то битурбо усилители, чтобы раскачать всё это. Но удивительно – американцы рекомендуют использовать с этими электростатами усилители от 50 до 400 Ватт. От пятидесяти! Т.е. теоретически твой старый музыкальный центр может их раскачать. Но, конечно, шутить с такими колонками не надо.

Сердцем же этих колонок является электростатический драйвер шириной немногим превосходящей ширину стандартного листа А4 и высотой чуть больше метра. На эту прозрачную мембрану (внимание!) методом плазменного напыления в вакууме нанесено токопроводящее покрытие.

Зажата эта мембрана между перфорированными особым образом решетками-статорами – как говорят в Martin Logan эта перфорация (у нее есть даже свое название – внезапно это MicroPerf) открывает бОльшую площадь поверхности диафрагмы, чем любая другая электростатическая панель этого класса. Как вы понимаете – чем больше поверхности открыто, тем выше эффективность её работы.

Так вот, собственно, в чем прикол использовать эти жукожарки, а не обычные круглые динамики. Дело в том, что панель работает по принципу диполя – т.е. она излучает звук сразу и вперед, и назад, заливая звуком все пространство вокруг. У нее молниеносный отклик – она мгновенно стартует, мгновенно останавливается, и не производит искажений, потому что она настолько тонкая и невесомая, что легче драйверов и придумать нельзя. Толщина этой мембраны, если не соврать, что-то около 12 микрон.

Но наиболее важное, как мне кажется, это то, что здесь нет кроссовера в самом чувствительном месте – между средними и высокими. То есть это единый линейный драйвер генерящий абсолютно всё от 380 Герц и выше. Без всяких сшивок, схем, катушек и прочего. И это просто огонь, ребята.

Но ахиллесова пята этого, как я уже говорил, в сшивке с низкочастотными драйверами. Многие отмечают, что динамические вуферы все-таки сложно сшиваются со сверхдетальными и сверхточными электростатическими мембранами.

Действительно ли можно услышать эту “чуждость” звука? Да, можно, и это действительно довольно странное ощущение – кажется, что бас играет из чего-то другого, ну вот какой-то иной характер звука есть, скорость не совпадает, и есть какая-то лишняя густота на НЧ.

Но! Это все можно услышать только если вы возьмете и упрете эти колонки прямо в стену, а сами, вдобавок, сядете еще куда-то в угол. Вот тут вы услышите, что НЧ-звено гудит и всячески наводит тучи на общую картину. Мне это было заметить нетрудно, потому что все-таки этим колонкам довольно тесно в моей комнате. Поэтому мне пришлось с ними повозиться.

И когда ты отодвигаешь эти крупные басовые секции на достаточное расстояние от стены (у меня приемлемое расстояние составило примерно 30 см), то все становится на свои места, звук уже оказывается настолько цельным, насколько это вообще должно быть у очень крутых колонок. Проще говоря, никакого дисбаланса или дисгармонии между электростатической частью и низкочастотной заметить уже не получится.

И вот что это за звук такой. В первую очередь – это очень и очень детальный звук, и что его особенно отличает – невероятная пластичность и какая-то необъяснимая мягкость, комфорт. Он, кажется, заполняет собой всё и это невероятный кайф! Этого саунда много, он очень масштабный и трехмерный. Каждый мельчайший звук здесь разложен буквально на атомы и ESL 9 максимально точно рисуют его в пространстве. В очень большом пространстве. И еще очень хорошо слышны любые движения звуков. Если что-то в вашей музыке перемещается, то вы это локализуете буквально как наяву.

И еще одна классная вещь с ними – точки максимального эффекта практически не существует. Главное – находиться где-то между колонками, почти не важно где. В моем случае весь мой двухметровый диван становится местом отличного стереоэффекта. Не знаю, связано это с особенностями именно моего помещения или все-таки это черта электростатов, но тот же самый эффект я наблюдал здесь с ESL X из средней линейки ElectroMotion, которые стоят на 300 тысяч дешевле.

Если говорить о музыке, то сразу хочу сказать, что помимо прочего, эти колонки просто созданы для всяких тёмных электронных команд вроде Boards of Canada. ESL 9 это прямо памятник Boards of Canada, материализация их музыки и окно в эту странную, порой пугающую меня вселенную. Слушать их на этих колонках – натуральный трип со всеми вытекающими. И если вы фанат такого, то другого выбора у вас просто нет.

Еще интересное наблюдение: кто трезвым (!) бывал на хороших уличных лайвах с нормальным звуком (вот эти ваши «Нашествия» не считаются), тому знаком тот сильный низкочастотный панч, который бывает только на живых концертах; и здесь он «нарисован» так, будто ты реально на концерте стоишь – попробуйте живую запись Gary Clark jr. Live и вы все поймете. И это я не говорю про великолепную гитару и вокал, которые на этой записи, само собой ого-го как звучат. Вот ты чувствуешь эту искру концертную, напряжение, энергетику. Поговаривают, иные даже могут почувствовать запах запрещенных сигарет, но я не гарантирую.

И вообще эти штуки настолько эмоциональные, что я бы посоветовал таскать их вот тем молодым людям, которые ходят по квартирам, предлагая побеседовать о Боге. Если поставить ESL 9 перед дверью и включить, например, проникновенную вещь Sweetest Dream команды Hail the Ghost, то в момент вступления хоровой подпевки вы гарантированно расчувствуетесь, залив все слезами умиления и примете любую истину, настолько это все эмоционально звучит. Представляете, как я рискую психикой со всем этим?!

Эти колонки в умелых руках могут стать оружием массового умиления. Никто, абсолютно никто не сможет устоять перед этой потрясающей вселенной сильного, точного и невероятно эмоционального электростатического звука. А про какую-то банальную сшивку диапазонов вы даже и не вспомните!

Тестовый сетап

Усилитель мощности: Parasound P5 :: Предусилитель и ЦАП: Mytek Manhattan DAC II :: Цифровой источник: Aurender N10 :: Проигрыватель винила: Micro Seiki RX-1500 + SAEC WE-308Ld + ZYX R-100 Fuji L :: Фонокорректор: Luxman E-200 :: Кабели: межблочные, акустические и сетевые Nordost Frey 2, USB – Wireworld Ultraviolet :: Консоль электропитания: Powergrip YG-1 ::