05 октября 2020

Каков в деле современный английский проигрыватель винила Roksan Radius 7

🎥 Видеоверсия здесь

Друзья, а много ли вы знаете об английской компании Roksan? Что? Видели их усилители? А меж тем, ребята, эта компания началась именно с проигрывателя винила, прототип которого основатели сделали буквально из двери! Вот прямо взяли дверь и распилили её на плинт! И тот древний вертак 1985 года под странным именем Зерксис среди аудиофилов на очень хорошем счету и производится с некоторыми эволюционными изменениями до сих пор!

Но сегодня у меня не Зерксис, а то, что я много месяцев жаждал взять на обзор – красавец тёрнтейбл Roksan Radius 7. Смотрите сами – от него же глаз не отвести! Выглядит настоящим неприкрытым хайэндом, хотя в целом эта штука не стоит каких-то страшных миллионов. Всего лишь его четверть, как мы любим.

И сейчас злые языки начнут говорить, что вся эта красота нужна, чтобы пустить пыль в глаза и всё такое, но должен вас огорчить, мои дорогие хейтеры, – красота красотой, но здесь все по-взрослому.

Сам плинт выполнен из акрила, который, как мы знаем, вообще очень хорош для вертушек. И он тут непростой, как вы можете заметить, здесь два прозрачных 20-миллиметровых акриловых яруса, развязанных между собой. На нижнем ярусе, стоящем на трех регулируемых опорах, находится блок мотора, который в свою очередь тоже развязан с этой основой. А верхний ярус несет главный подшипник из латуни, матовый акриловый опорный диск и тонарм, которые жестко связаны между собой. Весит всё это дело 7 килограммов.

Что касается двигателя, то здесь специально разработанный синхронный 24-полюсный двигатель, сохраняющий точность вращения независимо от вольтажа, с суперточной системой контроля скорости, с температурной компенсацией. Включается он тумблером, расположенным на металлической панели рядом со шкивом. Здесь же рядом есть второй тумблер для переключения скорости – 33 или 45 оборотов. Так как точность поддержания скорости вам гарантирована конструкцией, то никаких подстроечных резисторов здесь нет.

Привод у вертушки пассиковый, как вы понимаете, и, что интересно, силиконовый пассик здесь идет не к маленькому внутреннему диску, как это обычно бывает на современных вертушках, а прямо к основному опорному диску, как на моей большой могучей Micro Seiki.

Тонарм здесь тоже свой, фирменный, он одноопорный, довольно простой конструкции. В отличие от хай-энд тонармов здесь все регулировки делаются прямо на глаз, без каких-то шкал или специальных крутилок. Например, задний противовес здесь не вращается, как это часто бывает, а просто сдвигается по своей оси, там резиновая вставка, поэтому он ходит довольно плотно и случайное его движение исключено.

Он же отвечает за азимут – удерживая противовес, вы просто поворачиваете рычаг тонарма вокруг своей оси, сверяясь по уровню. Антискейтинг регулируется перебросом ниточки грузика на нужный желоб специального стержня, как на многих тонармах. В общем, все очень просто. Но не слишком ли? Посмотрим, как она зазвучит.

Работает она у меня вместе с отличным МС-картриджем Ortofon Quintet Black S с выходом всего 0,3 мВ. И, кстати, с вертушкой в комплекте идет отличный серьёзный фонокабель, а не эти тонюсенькие черные RCA, которые кладут ко всему, что только можно. Так что вы довольно существенно экономите на фонокабеле – они вообще-то очень недешевые. Сравнил его со своим Ortofon и могу сказать, что на его фоне штатный выглядит очень даже неплохо.

Так вот, первое, что удивляет – Radius очень тихая сама по себе вертушка, мертвейшие паузы, практически как на моей тяжеленной Micro Seiki. Радиус очень достойно «развязывается» от моей тумбы, но если вдруг вы какие-то манипуляции с тумбой проводите, например, ящик открываете, то в принципе он примет эти вибрации, поэтому по-хорошему ему не помешает нормальная стойка, а не как у меня.

И мне очень понравился в работе фирменный тонарм Nima – трекинг просто образцовый: если сложная пластинка, например, с царапинами, то заставить тонарм скакнуть – дело непростое, нужна действительно большая пробоина в пластинке, а небольшие и средние повреждения тонарм практически не замечает. Очень деликатно и очень точно он следует за дорожкой. Прямо пятерочка за это – старые пластинки он «тречит» очень круто, вообще не ожидал от него такого.

И благодаря этой способности, сюда реально можно ставить такие классные картриджи, как этот Ortofon Quintet (а он сейчас стоит больше 70 тысяч рублей), Roksan вполне соответствует уровню этого картриджа. И, кстати, микролифт у тонарма нейжнейший – ни разу на нем не случилось вот этого «бабах», когда игла не попадает на run in, Nima всегда идеально приземляет иглу.

По звуку вертушка оказалась очень сбалансированная, очень нейтральная, сама по себе не красит, считай, вообще. Чистый почерк картриджа и все. Вот, кстати, на «Стерео ру» есть обзор предыдущего поколения Radius 5, написанный, наверное, самым уважаемым и авторитетным у нас человеком по винилу – Виктором Горбатовым, и вот он там отмечает, что общий почерк звучания у того Радиуса очень дружелюбный, и именно это приходит на ум и мне.

Комфортнейший звук, максимально аналоговый, не уходящий в аналитику и при этом достаточно детальный. Плюс с этим картриджем Радиус показывает очень насыщенный и по-хорошему жирный нижний регистр. Прямо такой мясной, роковый, и это, конечно, заслуга именно Ортофона, но вы слышите всё это благодаря тому, что этот Роксан умеет его «приготовить», потому что звук картриджа с таким низким выходом (всего 0,3 мВ) испоганить проще простого.

Первым делом я попробовал на этом столе старый мелодиевский Зодиак – у меня просто потрясающего качества экземпляр этого издания: божественный, прозрачный звук, до сих пор поражаюсь, насколько качественный пресс попался. И вот в сравнении с моим Micro Seiki с довольно аналитичной головой ZYX, Роксан звучит мягче, теплее, жирнее на низах, но с чуть меньшим панчем и чуть меньше обращает внимание на детали. Такой небольшой сдвиг от аналитики к эмоциям. Ну вот реально более человечно подает эту запись.

И эта особенность крайне благостно влияет на воспроизведение современных «цифровых» пластинок, потому что с этим комфортным почерком вы уже заметно уходите от сухого звучания, от отстраненности, от похожести на CD-версии. Например, современная пластинка Coldplay – Parachutes, которая в плане звука совершенно такая же, как CD, звучит на Радиусе с приятной небольшой аналоговой мягкостью и сохраняет всю детализацию при этом. В итоге очень хороший звук получается, прямо порадовал.

Мне кажется, что эта вертушка, кроме всего прочего, – отличный вариант для прослушивания таких современных пластинок, изданных без особого пиетета, – Роксан будет их «очеловечивать», делая звук комфортнее. Ну, а с хорошими аудиофильскими изданиями Радиус будет щепетилен и постарается выдать вам все, что зашифровано в дорожках.

Вот, например, отличное издание Боуи Blackstar демонстрирует способность связки картридж/тонарм вытягивать дичайший панчевый бас, атака с этой пластинки просто невероятная, нижний регистр очень богатый, объемный, хорошо чувствуется вся темнота записи, драма. Вокал Боуи теплый, очень хорошо проработан, все его придыхания отлично слышны, все шлейфы, затухания различные. Неплохо прорисованы верха – много деталей слышно и все очень тепло, довольно мягко и без аналитики при этом. Полнейший кайф, ребята!

Так что, несмотря на весь этот, кажущийся вычурным и щегольским, вид, вертушка в работе очень простая и максимально дружелюбная, прощающая много ошибок. У нее крепкая и надежная конструкция, хорошо сказывающаяся на звуке. Она легко раскроет хорошую аудиофильскую голову, так что за качество этого самого звука вы можете не переживать. А уж какой шикарный, неповторимый вид у нее, вы и без меня видите.

Тестовый сетап

Акустика: Martin Logan Classic ESL 9 :: Предусилитель: Parasound P5 :: Фонокорректор: Luxman E-200 :: Усилитель мощности: Parasound A23 :: Кабели: межблочные, акустические и сетевые Nordost Frey 2 :: Консоль электропитания: Powergrip YG-1 ::