13 ноября 2020

Устраиваю трифоник с активными колонками ELAC Navis ARB-51

🎥 Видеоверсия здесь

Ребята, извините, сегодня буду бить наповал (хоть я и старался себя сдерживать, и максимально жестко модерировал свои эмоциональные всплески), потому что у меня для вас лучшие активные полочные колонки EISA прошлого сезона.

Это детище старинного и очень уважаемого немецкого бренда ELAC. Думаю, никто не сомневается в том, что это одни из самых известных аудиофильских производителей на этой планете.

Ну так вот – ELAC Navis ARB-51 это активные полочные колонки среднего размера. Не маленькие, но и не очень большие. Но сразу – то, что называется craftsmanship – великолепно сделанные корпуса: то, с каким мастерством это все нарисовано, какие изгибы, сочетания всех этих поверхностей, фактуры какие – все это просто безупречно.

Немецкий стиль здесь, конечно, во всей красе – ничего кричащего, все исключительно спокойно, сдержано, но выглядит и ощущается как... Мерседес. Хороший, компактный и недешевый Мерседес.

Чего не скажешь о цене – сегодня эти полочники оцениваются в 125 тысяч рублей, что очень гуманно для таких навороченных колонок. Так что во многом они выгоднее Мерседеса!

Техника

С первого взгляда не скажешь, но это трехполосные колонки: внизу здесь 13-сантиметровый вуфер с традиционным для ELAC алюминиевым диффузором, работающий в диапазоне от 44 до 260 Гц и нагруженный на фазоинвертор, находящийся сзади.

А вот над ним, в закрытом объеме, установлен хитрый коаксиальный драйвер. Его кольцевой алюминиевый диффузор диаметром 10 см отвечает за средние частоты до 2200 Гц, а в центре находится твитер с мягким куполом, работающий до 28 000 Гц.

Сам корпус держится на металлическом (кажется) фундаменте, в котором смонтированы усилители и их тут, как вы понимаете, три, и компания называет эту схему усиления “pure analog”.

Немцы там спрятали классический усилитель класса АВ мощностью 40 Вт для твитера, и два гибридных усилителя BASH (Bridged Amplifier Switching Hybrid). Насколько я понимаю это своего рода гибрид между D-классом и АВ, который позволяет совмещать энергоэффективность первого с качеством звучания второго.

На самом деле это не элаковская разработка, BASH были разработаны и запатентованы канадской компанией Indigo и, кстати, их часто используют в сабвуферах.

Энивей, в этих колонках у нас пополосное усиление, а это значит великолепный контроль каждого драйвера, плюс достаточно навороченная система настройки.

Если взглянуть на заднюю панель, то здесь будет похлеще иного стационарного усилителя: три трехпозиционных переключателя для тонкой подстройки частот (низ, середина и верх), переключатель среза низких частот (если вы используете сабвуфер), переключатель гейна (т.е. коэффициента усиления) и пара входных разъемов: RCA и балансные XLR. Ну и в нижней части, на шасси с усилителями находится тумблер питания и разъем для подключения сетевого кабеля.

Звук

Это очень, очень детальные колонки. И это первое, что вам бросится в глаза. Такого стерильного (в хорошем смысле) верха нужно будет еще поискать. Поначалу такая проработка кажется холодным окрасом, но когда послушаешь их хотя бы пару часов, начинаешь понимать, что это на самом деле та самая «высокая четкость» воспроизведения, а ни какой не окрас.

И это очень, очень сильные колонки. Наверное, одни из самых сильных, побывавших у меня полочников. Эти немецкие малыши всегда бьют наотмашь. Я, вроде, уже практически привык к тому, что современные драйверы при малом диаметре могут наподдать, но не настолько. И вот опять я сижу, и глядя на этот 13-сантиметровый алюминиевый диффузор, поражаюсь тому, сколько энергии и атаки он на меня выплескивает.

Вот реально, разные современные джазовые вещи, вроде того, что делают Саймон Рэтклифф из Basement Jaxx и джазовый дуэт Binker & Moses (называется этот проект Village of the Sun), и звучит эта красота с этих ELACNavis очень сильно, с такой взрывной энергией, что позавидуют иные напольники. И это все на потрясающей детализации, с великолепным разделением каждого мельчайшего звука и абсолютным вниманием к тонкостям. Очень аудиофильский подробный и очень трехмерный звук.

Еще зацепили GoGo Penguin с последним своим альбомом. На хороших колонках ты всегда слышишь такие вещи, как дрожание струн, но здесь это на какой-то особенной высоте, прямо ах! Немецкие драйверы очень внимательны и щепетильны с фонограммой и усердно будут показывать вам каждый мельчайший призвук, поэтому реализм здесь местами пугающий.

Именно поэтому на ARB-51 интересно слушать разную «хитрую» музыку, что-то на стыке жанров, где могут соединяться разные фактуры, необычные инструменты и музыкальные приемы, где есть какой-то музыкальный сторителлинг, кинематографичность.

Эти Элаки очень ритмичные, прекрасно держат темп и вообще всячески следят за интонациями. Я для себя решил, что мне на них заходит именно современный английский джаз, джазтроника, что-то вроде Mammal Hands, AmbientJazz Ensemble и это все – полный кайф.

Что касается рок-музыки, то мне очень понравилось, как на этих колонках звучат последние Foals – очень атмосферно, с большим количеством воздуха и деталей на верхах, такой же чистой серединой и очень собранным, живым нижним регистром, так что на драйве они вас тоже смогут держать.

Заметил, что эти колонки кто-то из ревьюеров называл теплыми по звуку. Но в моей ситуации эти колонки я бы не назвал исключительно теплыми. Я слышу в них хороший, приятный теплый низ, но при этом ровнейшие середину и верх, без какого-либо перевеса.

 

Трифоник

Этим колонкам совершенно не нужен сабвуфер, но у меня тут был фирменный элаковский саб модели SUB 2020 и я не стал себе отказывать в удовольствии. Плоский корпус, больше похожий на системный блок, прячет на боковой стенке карбоновый драйвер, с не очень большим ходом. Ну, с одной стороны, как-то не производит впечатления бас-машины, но попробовать было, конечно, интересно, и предчувствия меня не обманули – такого в сабвуферах я пока не встречал.

Похоже, что это самый умный саб из тех, что мне встречались. Начнем с того, у него свое собственное приложение. Приложение у сабвуфера! У него вообще нет физических регулировок – на задней панели только RCA для подключения, индикатор и кнопка сброса.

Зато в приложении у вас тьма разных настроек: предустановки режимов, регулировки громкости, фазы, задержки, среза частоты кроссовера и даже параметрический эквалайзер.

Но больше всего мне понравилась автоматическая настройка эквалайзера: ты просто оставляешь возле него телефон, саб в это время «улюлюкает» своим большим карбоновым драйвером, а телефон микрофоном измеряет и записывает в память кривую. Второй раз ты проделываешь то же самое, держа телефон в точке прослушивания. Всё, саб настроен.

Что касается качества его работы, то я от него многого не ожидал - уж больно он лайфстайлово выглядит. Но, конечно, немцы не дураки, этот корпус такой, потому что... хотя об этом позже. В общем, все там очень грамотно настроилось, саба вообще не слышно, встроился он безупречно.

На своем предусилителе я выставил стандартную частоту среза 80 Гц, на колонках то же самое, и весь этот трифоник буквально за пару минут оказался оптимально отстроен. В приложении я еще, конечно, поигрался с предустановками: например, там можно выставить его под музыку, кино или ночной режим, но мне больше понравился «ровный» режим Flat, с ним вы получаете оптимальный отклик, а, например, в режиме Music все-таки саб начинает себя слегка проявлять как отдельная низкочастотная машина, что мне кажется неправильным.

Нужен ли в этой системе сабвуфер? С ним звук становится реально интереснее, потому что в первую очередь сцена становится шире и глубже, общая деликатность звука возрастает. Но он стоит почти 100 тысяч, поэтому решать вам, стоит ли эта прибавка в звуке этих денег.

В целом SUB 2020 очень неплохой именно тем, что он компактный, ты просто не запинаешься об него каждый раз, и в этом плане он идеальный - не бросается в глаза, не занимает много места и он реально музыкальный.

 

Без проводов

Еще саб может быть беспроводным, впрочем, как и вся эта система! Но для этого вам понадобится опциональный адаптер, который сделает сами колонки ARB-51 беспроводными. И вот саб умеет соединяться с этим адаптером и работать от него. Конечно же у меня был и адаптер!

Соединяется всё тоже довольно просто - RCA с преда в адаптер, адаптер в розетку, а на колонках нужно установить переключатели входа в положение WR вот и все дела. Работает система по беспроводному протоколу AirX на частоте 2,4 ГГц . Таким образом у вас получается полностью беспроводной трифоник – ведь и колонки, и сабвуфер работают без проводов, и я не знаю, кто еще может вам предложить такое комплексное решение в этом сегменте.

Это просто отличный вариант, когда нужно расставить колонки подальше или как-то мудрено. Кроме того, ELAC приготовил еще один козырь – корпус сабвуфера такой плоский по той причине, что производитель не запрещает прятать его – хоть за диван ставь, или прицепи к потолку – с ним даже крепления идут в комплекте. И это уже, конечно, будет ударом ниже пояса для вашей лучшей половины. Никаких тебе: «Убери свой ужасный ящик отсюда!»

Штука отличная, но за обезоруживание жены ты заплатишь – передатчик может передавать сигнал только с разрешением 16/44, т.е. хайрезы пойдут даунсэмплиться, так что у перфекциониста начнет дергаться глаз.

Что касается меня – я мнительный сукин сын, поэтому мой разум не принял прослушивание хайрезов по этому «беспроводу»: ну, вроде, все нормально, детальный звук, панорама на месте, динамика такая же, а уж удобство, но...

Но маленький мерзкий аудиофил в твоей голове сидит и тычет изнутри в черепную коробку: «мужик, не может оно так же хорошо звучать, посмотри - вон у тебя какие классные XLRы лежат, вот только с ними ты можешь быть спокоен». В общем, боль и горе от ума, потому что ты слышишь на проводах их дичайшие возможности по разрешению и просто не можешь себя убедить в том, что беспроводной протокол с разрешением 16/44 это сможет повторить.

Итак, парни, кому нужны такие колонки. Во-первых, они прекрасно оснащены: шесть породистых современных немецких драйверов, шесть усилителей с возможностью тонкой подстройки и регулировкой кроссовера, и очень важное для меня – балансная коммутация. И все это упаковано в великолепные лаковые корпуса, стоимостью всего 125 тысяч! Кто вообще может такое предложить?

Во-вторых, можно сказать, что эти колонки будут играть всё, потому что они вообще ничего не красят, ничего не выпячивают и не прячут, а делают лишь одно – стараются максимально внимательно следить за поступающей фонограммой. И, кстати, они умеют очень классно играть на малой громкости, а это для меня очень важное умение.

Поэтому если вы цените щепетильное отношение к фонограмме, непредвзятость, универсальность и хорошую энергетику, то эти ELAC Navis – просто прекрасный вариант, особенно за свою цену.

Тестовый сетап

Предварительный усилитель: Parasound P5 :: Проигрыватель винила: Micro Seiki RX-1500 + SAEC WE-308Ld + ZYX R-100 Fuji L :: Фонокорректор: Luxman E-200 :: Кабели: межблочные XLR – Audioquest Red River, RCA – Audioquest Chicago, сабвуферный – Inakustik, сетевые Nordost Frey 2 :: Консоль электропитания: Powergrip YG-1 ::