24 ноября 2020

Fidata: руководство по созданию безупречного аудиосервера

🎥 Видеоверсия здесь

Когда мне предложили попробовать эту штуку, то я подумал: «ну… еще одна дорогая фиговина для транспортировки цифры в ЦАП», но она оказалась настолько другой, что перевернула все мои представления о том, как вообще можно подходить к процессу построения безупречного цифрового устройства. И я даже специально заморочился и построил дичайший, параноидальный цифровой тракт только ради того, чтобы понять, насколько далеко можно со всем этим зайти вообще. Но об этом позже, а пока о том, что это тут за хреновина такая.

Японская компания Fidata у нас совершенно не на слуху, а тем временем они умудрились построить действительно из рядя вон выходящее устройство, и когда я читал их историю, я просто поверить не мог, что можно до такого дойти (и в итоге сам дошел до того же)!

Кажется, ну что может быть более банальным и скучным, чем постройка очередного аудиосервера? Но только не для четырех фанатичных аудиофилов-японцев, заморочившихся на таких «мелочах», которые другие просто бы не видели. И чтобы рассказать об этом, придется начать с самого начала.

В Японии существует довольно крупная компания I-O Data, специализирующаяся на различном цифровом оборудовании: они делают NAS-серверы, роутеры, сетевые камеры, я не знаю, модули памяти, и бог знает что еще. В общем стандартная хардверная компания. На заре зарождения индустрии цифрового звука, в начале 2000-х они даже делали MP3-проигрыватель. Ха-ха!

Потом, как вы знаете индустрия развернулась в сторону сетей, стриминга, дальше появились аудиоформаты высокого разрешения и это было началом новой эры для сетевых технологий, которые должны были гармонично встроиться в консервативный мир высококачественного аудио. Но, как мы знаем, этого до сих пор пока в полной мере не произошло.

И вот в компании, которая, профессионально занимается сетевыми хранилищами, нашлись люди, которые решили цифрой оседлать мир чувств и эмоций, поставив эксперимент по решению проблем аналогового звука, с помощью цифровых технологий. Так начался проект Fidata.

На дворе стоял 2012 год и японцы сразу же столкнулись с серьезным препятствием: печатные платы, которые теоретически должны были давать одинаковые результаты, генерировали разный звук в зависимости от использовавшихся компонентов и схем. Для разработчиков это стало большим сюрпризом. Японцам пришлось вернуться к основам производства, чтобы достичь идеал, к которому, как выяснилось, невозможно приблизиться с помощью только цифрового подхода компьютерного моделирования. То есть, чтобы добиться прогресса, японцы использовали метод проб и ошибок: придумывали, проектировали, собирали, измеряли, отслушивали… и так два года, постепенно, шаг за шагом накапливая опыт.

В процессе настройки японцы провели кардинальную переоценку некоторых аспектов аппаратного обеспечения. Одним из них был блок питания. Изначально у сервера был один источник питания, но, когда проверили гипотезу о том, что оборудованию необходимы независимые источники для каждой цепи, обнаружилась явная разница в звуке. Конструкции, которые судя по схемам должны были дать абсолютно одинаковые результаты, показали существенные различия при отслушивании тестировщиками.

Когда добавили второй блок питания, началась работа над изоляцией печатных плат. Сетевые аудиосерверы состоят из двух цепей: системной цепи и цепи управления жесткого диска, и они должны быть изолированы, чтобы минимизировать образующиеся там шумы. Кроме, собственно изолирующего слоя между печатными платами японцы (приготовьтесь!) экспериментировали с размером и расположением винтов, удерживающих платы на месте, чтобы минимизировать вибрацию, приходящую извне устройства, и от встроенных жестких дисков. Как вам такое?

Разумеется, что японцы везде использовали самые высококачественные компоненты, вроде конденсаторов Nichicon MUSE, определяя конкретные комбинации разных деталей и их компоновки, создавая многочисленные прототипы и затем подвергая их бесконечным тестам на прослушивание.

И теперь моё любимое. Эти фанатики приложили немало усилий, чтобы определить… толщину алюминиевой верхней крышки. Они сделали прототипы разной толщины и в конечном итоге решили использовать крышку толщиной 4 мм, потому что (цитата): «эта толщина обеспечивает отличные средние и высокие частоты с хорошим балансом басов».

И вот что японцы рассказывают об этом потрясающей красоты корпусе: «Мы стремились придать устройству очень жесткую конструкцию, чтобы максимально снизить вибрацию и дать владельцам чувство удовлетворения, когда они возьмут в руки наш сервер».

Цель состояла в том, чтобы создать дизайн, обеспечивающий удовлетворение как с точки зрения функциональности, так и с эстетической точки зрения, т.е. удовольствия от владения. В большинстве аудиокомпонентов используется много листового металла и пластика, но этот проект начался с желания провести четкую черту между всем таким и Fidata.

Японцы даже оформили его в своем национальном стиле. Например, они использовали традиционную технику соединения сакидомэ, которая используется в японской мебели для соединения двух панелей, обрезанных под углом 45 градусов, которая создает красивый внешний вид, одновременно повышая прочность соединения. Если смотреть сверху, то видно, что шасси построено из металлических панелей одинаковой толщины по всем четырем углам, в результате чего получился дизайн, который дает владельцу представление о качестве материалов.

Для обработки поверхности верхней крышки использовали вибрационную полировку, которая дает ненаправленные спиральные следы. Это нетривиальное матирование придавая крышке текстуру японской бумаги, создает этому техно-чудовищу очень теплый, уютный вид. Плюс тонкая алмазная фаска по краям верхней поверхности создает блестящий акцент, контрастирующий с её матовой поверхностью. Раньше японцы искусно изготавливали катаны, а теперь аудиосерверы, которые можно в музей искусств ставить.

В итоге получился невероятно изящный, но максимально строгий девайс без единого экрана и органа управления, которые могли бы стать потенциальными источниками шума. Эти аудиоманьяки оставили только физическую кнопку включения и маленький светодиод для индикации состояния устройства. Fidataбыл создан благодаря немыслимой степени замороченности, которая не допускала компромиссов.

Утонченный дизайн, хитрое шасси, материалы, печатные платы, принципиальные схемы, компоненты, источники питания и порты ввода-вывода… проектировщики стремились к совершенству во всех аспектах конструкции и вносили улучшения, комбинируя эти элементы различными способами. Для каждого были сделаны один или несколько прототипов и каждый был внимательно отслушан.

И только в октябре 2014 года, появился первый прототип устройства. Затем они потратили еще год на его тонкую доводку, настраивая его до тех пор, пока, наконец, не пришли к звуку, который сочли приемлемым. О, боже!

И вот этот параноидально (в хорошем смысле) построенный девайс, стоящий рядом со мной, невероятно прост в использовании. Да, он очень сложен внутри, но на конечном потребителе это совершенно не сказывается. Все, что вам нужно для того, чтобы его настроить – просто подключить кабели.

Концептуально это устройство является, конечно, предметом роскоши, потому что с таким качеством отделки, да что там отделка – затрат на разработку, вы просто не сможете предложить низкую цену.

Причем, это настолько уникальная штука, что их делают буквально что-то около 30 штук в год! Сегодня стоимость этого совершенства выше восьмисот тысяч рублей и за эти деньги вы получите уже аппарат черного цвета во второй версии XS20 с двумя SSD по 2 Тб. И вот представьте – в России сейчас есть только три таких девайса – один перед вами, и еще два новых, черного цвета в топовой комплектации ждут своих требовательных аудиофилов.

Да, мало кто из нас может позволить себе покупать такое, поэтому давайте относиться к этому как к Piece of Art, ибо мы сейчас пугающе близко приблизились к Совершенству!

Что он может? Фундаментально это аудиофильский файловый сервер и стример, предназначенный для того, чтобы хранить в своих недрах музыкальные файлы и воспроизводить их, отправляя на внешний преобразователь. Да, это как мой старый Mac Mini за 10 тысяч рублей, только за 800...

Почему нужно платить столько денег за это? Об этом мы с вами поговорим во второй части. Оставайтесь с нами, скоро вы узнаете о нем всё в мельчайших подробностях.