01 декабря 2020

Как звучит безупречный аудиосервер Fidata HFAS1

🎥 Видеоверсия здесь

Ну что друзья, настало время подробнее познакомиться с редчайшим аудиофильским устройством Fidata, который так долго и так щепетильно строила команда японских аудиофилов.

Напомню, что это жутко аудиофильский файловый сервер и стример, вся работа которого состоит в том, чтобы хранить музыкальные файлы и воспроизводить их, отправляя на внешний преобразователь. И если вы вдруг пропустили первую часть, то настоятельно рекомендую сходить сюда и узнать, как это чудище появилось на свет, поверьте, там очень любопытно!

На фасаде у вас единственная кнопка и маленький светодиод, светящий белым, когда fidata находится в покое и зеленым в момент воспроизведения. Минималистично и предельно понятно. Причем, реакция на нажатие этой кнопки молниеносная: вот ты утром проснулся, выходишь, нажал на нее и в ту же секунду пошла играть музыка! Это классно, конечно.

Сзади у вас есть два Ethernet разъема: по одному вы подключаетесь к вашей сети, другой нужен для вывода аудио на ЦАП или внешний стример и последнее – разъем USB A, по которому вы можете либо подключить внешнее устройство (жесткий диск, CD-привод), либо отправлять по нему сигнал на внешний ЦАП.

Внутри, кроме выстраданной годами идеально спроектированной материнской платы, прикрученной в идеальных местах к идеальному шасси винтами идеального размера находится массив SSD дисков, объемом 1 Тб (ну потому что у меня младшая версия), а есть еще более крутая версия с 2 Тб на борту, и там SSD-массив объединен в хитрый X-кластер.

Как говорят японские параноики, неравномерный доступ к данным между накопителями вызывает колебания потребляемой мощности, неблагоприятные для качества звука. Их кластерная схема выравнивает это ужасное, ужасное аудиофильское преступление. X-кластер обеспечивает более плавную загрузку блока питания, большую стабильность, меньшее потребление энергии и меньший шум.

Плюс ко всему у него встроен удобный медиасервер Twonky, с помощью которого вы можете предоставить всё его хранилище внешним устройствам. И еще одна классная штука – он может быть отличным CD-риппером, если подключите к нему по USB оптический привод. Правда, как выяснилось, у меня в доме не нашлось ни одного, так что я не смог попробовать риппинг.

Чтобы управлять всем этим вам просто нужно скачать приложение fidata на телефон или планшет, настраивать даже ничего не нужно, все сразу работает. Честно говоря, интерфейс приложения на телефоне несколько клаустрафобичен из-за слишком мелких символов и достаточно плотно заверстанных блоков, а вот с планшета этот интерфейс прямо супер. Дизайн его по-скандинавски сухой и предельно функциональный. В отличие от вычурного корпуса в приложении вы не найдете обоев Кацусики Хокусая – все исключительно черно-белое.

Причем, структура приложения немного отличается от большинства того, что вы встречаете в современных аудиофильских устройствах: у вас есть два равнозначных раздела – хранилище и список воспроизведения. В первом вы ищите музыку и добавляете её во второй. Приложение своеобразное, но довольно простое и удобное, если не обращать внимание на излишне суровый вид.

И тут всплывает интересная вещь. Нет, даже не интересная, а просто поразительная для такого девайса – я нигде не смог найти возможности посмотреть на техданные файлов. У вас есть исчерпывающие возможности навигации, вы можете искать по: альбому, композитору, жанру, папке, дате, по собственной оценке, папке, по алфавиту, формату файлов и бог знает чему еще, но посмотреть разрешение и размер файла я не смог.

Почему японцы избавили меня от этого я недоумеваю. Это же сервер для параноиков – он сделан так, чтобы ни один мельчайший бит не ускользнул из файла, но при этом пользователю техданные недоступны. Так что ты из приложения не можешь понять, что ты слушаешь – 16/44 или 24/96. Парадокс!

Звук

Чтобы поймать крысу нужно мыслить, как преступник. Или как крыса? В общем, чтобы понять, насколько хороша fidata мне пришлось построить максимально параноидальный тракт как перед ней, так и после. Это чтобы поймать все несовершенства, какие я только смогу найти. И тут началось!

Вы не поверите, но в мире существуют аудиофильские Ethernet-концентраторы (ну и Ethernet-кабели вместе с ними). Поэтому наш обычный компьютерный кабель сначала попадает в аудиофильский сетевой коммутатор датской фирмы Ansuz, в котором происходит очистка входящего сигнала с помощью катушек Теслы. Работа этого устройства в чём-то напоминает балансные кабели – полезный сигнал проходит по нему без изменения, а вот шум нейтрализуется.

Кроме катушек здесь еще свой собственный специальный источник питания. Он обслуживает дополнительные силовые выходы. Они предназначены для совместного использования вот с этими фирменными Ethernet кабелями Ansuz с активным экранированием. Эти странные на вид кабели, как, собственно, и сам концентратор имеют ценник в Евро с тремя нулями. Каждый из них. И даже сетевой кабель у него ценой, наверное, как у многих вся система. Как раз в пору Фидате!

В общем, у меня тут полное аудиофильское сумасшествие. Кстати, этот самый Ansuz – компания Ларса Кристенсена, того самого. Так что надёжная смирительная рубашка и седативные препараты приготовлены не зря!

Из Фидаты же сигнал поступает на великолепный референсный ЦАП Hegel HD30, я очень люблю этот ЦАП, его звук очень трехмерный, насыщенный и детальный. В общем, из этого горячо любимого мною ЦАПа сигнал по балансу поступает на мощник Parasound A23 и оттуда по кабелям Nordost Frey 2 на прекрасные сильные и детальные напольники Monitor Audio Gold 200.

Для начала, я, конечно, начал сравнивать поток Фидаты с тем, что исходит из моего Mac Mini – там тоже SSDи нет ничего кроме аудиофильской оболочки Roon. Запасшись попкорном, я приготовился внимательно отслеживать разницу, включив свой самый параноидальный настрой, и став таким же параноиком, как создатели Фидаты и… И ничего!

Ты просто не можешь сравнивать несравнимое! Это как попроситься погонять в DTM на Ладе Приоре. Казавшийся до этого вполне себе приличным «Миник» звучит как жалкое ничтожество по сравнению с ЭТИМ! Что бы я не пробовал слушать в сравнении, всё превращалось в безжалостную казнь моего «Миника». Фидата пленных не берет.

Да, да, цифра не может отличаться, поток нулей и единиц не может не совпадать и всё такое. Но я слышу настолько катастрофическую разницу, что это даже сравнивать, ну как-то неловко. Точнее бесполезно – между ними дикая пропасть.

Звук из fidata настолько более фактурный, что кажется, что такого просто не может быть. Я, конечно, мнительный и всё такое, но с Фидатой есть ощущение, что звук проникает к тебе не из аудиосистемы, а рождается как-то сам по себе. Ну то есть ты слышишь не запись, а само пространство, если так можно выразиться.

Вот у Деймона Албарна есть отличный этнический сайд-проект Rocket Juice & The Moon, мне очень нравится этот альбом, и я его слушал, наверное, сотни раз. Но чтобы с таким реализмом – ни разу! Настолько живые инструменты и голоса, что если закрыть глаза, то у тебя даже сомнений не возникает в том, что это живые люди, которые находятся прямо здесь.

У Фидаты есть потрясающая способность оживлять любой цифровой поток и, возможно, именно поэтому вы не видите информацию о разрешении – это просто не нужно. Всё, что бы я ни включал вызывает единственную реакцию – вертикальный подъем растительности на руках! Никакой Мак Мини на это не способен.

Интересно, что эта система побуждает тебя слушать всякий ад, что-нибудь посложнее, максимально техничное. И везде ты получаешь, ну если не совершенство, то по крайней мере придираться тебе вообще не хочется, настолько круто всё звучит. И вот, например, я никогда не любил Bitches Brew, мой средненький интеллект с трудом всегда это воспринимает, но тут просто не смог устоять – оказывается это великолепно! На таком реализме это не послушать – ну это почти преступление. В общем, можно сказать, что меня Фидатой ударили по голове.

А как всяческие дисторшны The Raconteurs или Highly Suspect тут звучат, ммм! Так шум и трески любить может только аудиофил, конечно. И чем больше ты хочешь слышать всяких нойзов и дисторшнов, тем хитрее тебе нужны девайсы.

Эти, значит, удолбанные рокеры наподключают себе там как попало всё, нашумят, а тебе потом расхлебывай – подбирай оборудование, чтобы всё это расслушать. Какой несовершенный мир, а! Зато потом сидишь и внезапно слышишь, как какая-нибудь хрень у Джека Уайта офигенно так скрипнула на полсекунды, и вот оно, – блаженство!!! Блааажееенствоооо!!!

Причем, у Фидаты естественно нет какого-то характера или окраса, Фидата просто отсутствует в тракте, её нет. Именно поэтому я тут сижу и умиляюсь исключительно волшебному звуку с бесконечной глубины пространством, с тончайшими нюансами, затуханиями и всем таким. Т.е. чтобы услышать вот эти скрипы и шипения слюны вокалиста тебе даже прислушиваться не нужно, такой вот безумный реализм. Представляю, что можно услышать, если поставить сюда усилитель и колонки раз в 10 дороже… Можно будет, наверное, с ума сойти.

Хотя в текущей конфигурации я для себя уже нахожусь в той точке, когда круче цифрового сетапа вот в этом помещении я еще не слышал. На сегодняшний день это максимально крутой цифровой звук, который я слушал в своей квартире, даже с учетом того, что и усилители, и колонки здесь бывали покруче. Звучание этого сетапа сейчас такое, что я не хочу вообще ничего менять в нем. Ну, разве что колонки надо сильнее вперед выдвинуть.

Не знаю, много ли из того, что проделали японцы действительно влияет на звук, но могу определенно сказать одно – придраться к его звучанию я не могу, наоборот, я восторгаюсь его невероятной динамикой, прозрачностью и живостью. И уверен, что даже куда более искушенный и придирчивый слушатель со мной согласится, потому что именно для таких людей сделана Фидата.

В общем, ребята, ужасная новость здесь только одна – это всё нельзя оставить и Фидату мне придется вернуть тому, у кого есть на неё 800 тысяч. Так что пойду я, пожалуй, окунусь в небольшую депрессию. Аригато Фидата, и сайонара!

Тестовый сетап

Предварительный усилитель / ЦАП: Hegel HD30 :: Усилитель мощности: Parasound A23 :: Сетевой концентратор: Ansuz Powerswitch X-TC :: Кабели: межблочные, акустические и сетевые Nordost Frey 2, Ethernet – Ansuz D2 ::