15 января 2021

Оптимальные Hi-Fi-напольники 2021 года: DALI Opticon 6 Mk2

🎥 Видеоверсия здесь

Друзья, сегодня я снова перенесся в московский магазин pult.ru, чтобы вы смогли перевести дух, отвлечься от безумного хай-энда за бешеные миллионы и посмотреть поближе на долгожданные для многих колонки – одни из самых интересных в «человеческом» ценовом сегменте и при всей своей демократичности оснащенные так, что им позавидуют некоторые топ-модели.

Итак, новейшие DALI Opticon 6Mk2 – золотая середина в средней линейке датской компании. Есть еще полочники Opticon1 и 2 и самые крупные напольники Opticon 8. Все они уже играют в той лиге, где важно именно высокое качество звука, а не экономия – ведь это самый что ни на есть классический крепкий хай-фай. При этом «шестерки» по цене все еще достаточно демократичные колонки, и, глядя на их оснащение, мне до сих пор непонятно, как датчанам удалось всё это предложить за сумму, чуть более 150 тысяч рублей.

Opticon 6 – это средние по размеру напольники высотой ровно 1 метр, 2,5-полосной конструкции с двумя фазоинверторами сзади. Правда, датчане уже во всю вверчивают нам аудиофильские штучки и приписывают им еще полполосы, называя их 2,5+0,5-полосными (OMG!), но об этом позже.

Дизайн, с одной стороны, по-датски сдержанный: простые линии, понятные фактуры и отделка, ничего сверхъестественного, тут нет кожи невинно убиенных животных или исчезающих пород деревьев, но, с другой, – качество вообще не вызывает вопросов и даже в самых мелочах все предельно аккуратно нарисовано и точно собрано. Посмотрите хотя бы на затейливо отформованные поверхности торцов передней панели – ведь класс же!

Но и они молодцы, конечно, – прислушались к покупателям, которые критиковали слишком яркую металлическую панель твитера. Здесь весь фасад исключительно черный матовый, и выглядит это,конечно, теперь намного круче. Очень современный и серьёзный вид теперь у колонок.

И еще одна порция аудиофильских кайфов: на новом матовом фасаде два фирменных мидвуфера диаметром 165 мм, каждый с красно-коричневыми диффузорами из целлюлозы, армированной древесными волокнами. Если вы вдруг каким-то чудом не знаете про этот материал, то это как раз фирменная фишка DALI, в этих диффузорах скандинавы пытаются совмещать теплоту и характер бумаги с точностью более жестких материалов, обеспечивая недостижимо низкий для обычной бумаги уровень поверхностных резонансов.

Это очень умно, потому что такой материал идеален для тех, кто, с одной стороны, не любит современные металлические или разные карбоновые/кевларовые драйверы, а с другой, – не хочет мириться с недостатками бумаги. И вот тут DALI выезжают на белом, а точнее на красно-коричневом коне своих армированных целлюлозных диффузоров.

Кроме диффузоров в этих драйверах есть еще одна классная фишка – фирменная магнитная система, в которой использован их магнито-мягкий компаунд SMC, благодаря которому значительно снижаются искажения. Конкретно в этой колонке их два, они работают от нижней границы 49 Гц, но один только до 800 Гц, а второй уже до частоты раздела кроссовера 2200 Гц.

Но самое интересное, на мой взгляд, творится наверху – как вы видите, у «Оптиконов» что-то не совсем обычное творится с твитерами: здесь крутейший на вид блок из двух разных драйверов, смонтированный на алюминиевой пластине (наконец-то черной), который они называют Wide Dispersion Hybrid Tweeter (т.е. гибридный твитер с широкой дисперсией). И вот эти два разных драйвера работают на верхах совместно, но затейливо: купольник (который, кстати, позаимствован от модели Callisto) подхватывает диапазон мидвуфера от 2200 Гц и работает вплоть до 20 кГц, а ленточный твитер, пересекаясь с купольным, начинает работать от 14 кГц и охватывает всё вплоть до 30 кГц.

Если посмотреть на колонку сзади, то да, тут все довольно просто: два патрубка фазоинверторов и неплохие сдвоенные клеммы в самом низу. И именно на тыльной стороне вы видите, как датчанам удается сдерживать цену: здесь нет бесшовных поверхностей и видны торцы боковых панелей, как у недорогих колонок. Это как раз место, где можно над этим всем побрюзжать, но когда ты смотришь на их цену, то эта простота скорее радовать начинает, конечно. На этом свидетельства экономии заканчиваются.

Конечно, мне было очень интересно, как же всё это заиграет, поэтому к тракту я подошел повнимательнее. Считается, что с «Кембриджами» «Оптиконы» очень хорошо играют, и я как раз давно хотел поближе на них посмотреть, так что не отказал себе в любезности. Благо в «Пульте» как раз хорошо именно то, что ты можешь все, что угодно, собрать, и я попросил подключить колонки к усилителю CXA81, получившему от WhatHi-Fi звание «Продукт года» и награду лучшего стереоусилителя до 1500 фунтов. Это класс А/В, 80 Вт на канал, и все, что надо, в нем есть.

В качестве источника я выбрал цифровой проигрыватель CXN, потому что в нем довольно неплохой ЦАП, он поддерживает файлы высокого разрешения, умеет стримить из Tidal и сам по себе является идеальным дополнением к усилителю. Ну и по классу эти «Кембриджи» идеально подходят «Оптиконам».

И вот что меня удивило в звуке – я не ожидал такого уровня проработки, если честно. Оптиконы неожиданно много качества на тебя вываливают. И еще они голографичные, норовят все время тебе показать, что звуки возникают в разных по глубине точках пространства. И это, конечно, подкупает.

Подсунув им легкотню в виде нового альбома электронщика Сета Хейли, известного как ComTruise, я получил не банальные синты, а прямо хорошо оформленный, фактурнейший, структурированный звук. «Оптиконы» умеют очень эффектно вокруг тебя распускать разные обволакивающие звуки, и на этом масштабном фоне появляются быстрые, четкие и детальные тарелки с легкими искринками, ну просто безупречно. Эти колонки вообще очень ритмичные, у них есть способность заставлять вас притоптывать все время, они неизменно праздничное настроение создают.

Или вот еще клевая вещь – переосмысленная композиция Watermelon Man в исполнении британской звезды нео-соулаПоппи Аджуда. Во-первых, ты мгновенно начинаешь ощущать объем пространства, где велась запись: с первых секунд «Оптиконы» начинают очерчивать тебе пространство, как в фантастических фильмах показывают все эти лазерные голографические проекторы, и вот тут что-то подобное происходит. И ты такой: «Что? Колонки за 150 тысяч так могут?»

Голос Поппи Аджуды оказывается... не там, где вы хотите, чтобы я озвучил, пошляки. Не скажу, что середина выдвинута, как я люблю, она скорее ровная, голос появляется где-то в середине, ближе к фронту, но не перед тобой. Сам вокал очень отчетливый, много слышно деталей, но они подаются деликатно. Середина вообще довольно пластичная, иногда даже мягкая, но не вялая. В целом, я бы сказал, что нейтральная подача у этой вещи. Приятно слушать: мелодично, ритмично, достаточно воздушно, аккуратно, приятно отмечать тонкости. Ну, а низы эти колонки генерят от души. Причем они ни разу не перевалили через край, не задавили собой ничего, не загудели. Ну прямо ровно столько, сколько их должно быть, чтобы ты почувствовал на своей груди их энергию.

Что касается моей очередной попытки разрушить все сущее, то в этот раз я испробовал малоизвестный полинезийский метал-бэнд Shepherds Reign. Если вы давно идете по пути саморазрушения, то знаете вещь Sepultura– Ratamahatta, и вот эти полинезийцы в каком-то подобном ключе на вас кричат на своем полинезийском языке; в общем, моему 5-летнему сыну нравится – хорошие «злые» песенки.

Так вот «Оптиконы» не напугались, два их вуфера с упорством отбойного молотка тут мне фигачили, и в принципе, могу сказать, что это довольно весело и что самое главное – легко у них выходит во многом за счет детальности и умения звучать масштабно. На такой музыке из них просто стена звука на тебя летит, датские драйверы не тупят, не тормозят, верх максимально разборчивый остается, низ хлесткий, энергичный, в общем, на драйве.

Но самым крутым для меня оказалась вещь британского тубиста Теона Кросса Panda Village. В её записи ещё поучаствовали Мозес Бойд – великолепный джазовый ударник – и саксофонистка и джазовый композитор Нубия Гарсия. В общем, это те люди, что сейчас двигают британскую нео-джазовую сцену.

Так вот что хочу сказать о качестве воспроизведения – драйв и напор «Оптиконы» создают легко, с этим мы уже разобрались, но что особенно хочу отметить – это качество фактур. Туба звучит чрезвычайно полновесно, натурально, со своим неповторимым урчанием.С этих колонок это всё слышно в подробностях, чувствуется, что усилитель отлично контролирует эти целлюлозные драйверы, динамика всегда хорошая, ритм-секция четкая.

И что еще важно сказать: яркий саксофон Гарсии здесь не берет на себя больше, чем ему положено, он аккуратно в стороне, хлеб у тубы не отбирает. DALI показывают себя как внимательный к таким вещам исполнитель. Все очень точно, без излишней яркости, которая на подобных джазовых вещах сплошь и рядом. Музыкально, динамично и без высверливания ушей. Ну что еще нужно от хороших колонок?

Да, если вы обойдете их сзади, то окажется, что это не самые изысканные колонки в плане отделки, ну тут что есть, то есть. Но мы же с вами обычно не сидим позади колонок? Поэтому лучше все-таки смотреть им в лицо, ведь здесь уже полный праздник.

И, кстати, с ними вообще нет проблем в плане расстановки – как бы я их ни ставил, сцена всегда оставалась масштабной и объемной. Их можно слегка покрутить туда-сюда, чтобы сфокусироваться так, как вам больше нравится, но в целом миллиметражей с углами они не требуют.

Вообще, эти колонки мне понравились своей честностью, они многое умеют и на очень впечатляющем уровне справляются с не самыми простыми вещами. Плюс они строят масштабные картины, дают много звука и при этом не начинают звучать истошно. Думаю, что это как раз тот самый случай, когда можно сказать, что Opticon 6 – это то самое заветное сочетание цены и качества. Причем качества звука тут заметно больше, чем цены.