25 ноября 2019

Совершенно иные колонки: электростаты Martin Logan ESL X

Электростатические колонки всегда стоят особняком – они как панки выглядят странно (по версии моей жены, они похожи на обогреватели), непонятно, как с ними обращаться и что там вообще с ними происходит. В общем, пугают людей электростаты, и не зря – в них гуляет полторы тысячи вольт напряжения.

Я уже однажды рассказывал про такие – большущие Martin Logan Renaissance ESL 15A (2,3 млн. рублей), и они меня сильно впечатлили (еще бы!). Но одно дело, когда у тебя есть полдня в идеальной комнате для прослушивания, и совсем другое – слушать неделю в своей квартире. И вот, парни, ради вас (вру) я пережил дичайший опыт по распаковке новейших колонок Martin Logan ElectoMotion ESL X.

Несмотря на то, что ESL X заметно более приземленные по цене, чем Renaissance («всего» 420 тыс. рублей), чтобы прослушивание не было томным, всё действо было осуществлено на тех дичайших ламповых усилителях Audio Research. Это чтобы точно быть уверенным в том, что мы вытягиваем из электростатов всё, что только можно.

Итак, если вдруг вы не очень представляете, что такое акустические обогреватели электростатические колонки, то это всего-навсего тончайшая майларовая мембрана, колеблющаяся под воздействием напряжения более 1,5 кВ и заключенная между двумя перфорированными статорами. Благодаря ей у колонок нет кроссоверов на верхах и середине.

Ахиллесова пята такой конструкции – слабый нижний регистр, поэтому, чтобы избавить колонки от этого недостатка, в нижней части каждой колонки установлен сабвуфер с 8-дюймовым диффузором.

В общем, я притащил домой эти странные на вид штуки и пожил с ними (и необычайной близостью к разводу) неделю. Первое, что отмечаешь, – они (в отличие от жены) оказываются довольно нетребовательны к помещению. Из-за того, что излучатели играют в обе стороны, я боялся, что отражения от задней стены будут все портить, но оказалось, что эти переживания напрасны. Я даже ставил их почти впритык к стене, и это практически не имело негативного эффекта. Но всё же я предпочел держать их большие диффузоры приблизительно в полуметре от стены.

Еще одним интересным открытием стало то, что эти колонки оказались не так требовательны к тому, где я нахожусь (опять же в отличие от жены). Точка прослушивания с ними превратилась в «линию прослушивания» шириной не меньше метра, и теперь стало не так важно центроваться своей пятой точкой на диване.

Конечно, за все эти годы я привык к своей ТП (точке прослушивания, а не то, о чем ты подумал, пошляк), ведь она идеально расположена по отношению к источнику тепла зимой и к воздушным потокам летом, а также она обращена к аудиосистеме под прямым углом, который позволяет мне погрузиться в прослушивание музыки или радиопостановок и не быть вовлеченным в разговор. Но теперь это ушло в прошлое благодаря тому, что статоры имеют выпуклую форму и выгибают мембрану так, что она распространяет звук шире, чем традиционные плоские электростатические излучатели.

И вот что такое электростатический звук в моей квартире – это, в первую очередь, прекрасная широкая и глубокая сцена. ESL X отлично справляются с прорисовкой масштаба: глубина бездны сочетается здесь с голографически четкими звуками, образующимися прямо перед тобой. Этот саунд, как морской прибой, – он шириной во всю мою комнату и набегает волнами разного масштаба и скорости. Что-то попадает прямо тебе в лицо, что-то затухает в метре от тебя, и всё это довольно эффектно.

Плюс вы получаете прекрасную детализацию и открытость звучания. Саунд изобилует деталями и воздухом – кажется, что послезвучия не затухают вовсе. Благодаря этому слушать всякие атмосферные и амбиентные вещи – это настоящее гурманство, к которому легко пристраститься. Псс, чувак, есть какой-нибудь эмбиент? Я заплачу.

И вот, кстати, Beck со своими атмосферными новыми вещами оказывается божественен в подаче этих полутораметровых «обогревателей». Фоновый эмбиенс на Uneventful Days создает масштаб и драму, а теплая, близкая и детальная середина с немного усталым голосом Бека проникает буквально сквозь тебя. Кааайф!

Еще слышал такую критику в адрес подобных гибридных электростатов: мол, бас в них излишне кинотеатральный и вообще плохо стыкуется с серединой и верхами. Опровергаю. Конкретно в этих ESL X низы прекрасно «сшиты» с серединой – я специально сел и пытался отловить тот момент, когда появляется разница в динамике, в характере и скорости, но никаких претензий по существу предъявить у меня не получается. Кроссовер ограничивает бумажный драйвер сабвуфера на частоте 400 Гц, и всё это действительно сшивается без ощутимых переходов. Кстати, на обратной стороне корпуса саба – запасной второй, пассивный излучатель того же диаметра.

Вообще, звук этого семейства Martin Logan очень мягкий и комфортный. Всё, что исходит из них, получается таким вот разливающимся вокруг тебя нежным полотном. Если тут же переключаешься на обычные колонки с динамическими драйверами, то сразу кажется, будто они излишне резки.

И вот видимо из-за того, что этот звук особенно комфортный, на нем совершенно нельзя слушать какой-нибудь адский «тяжеляк». Эти колонки точно не для такого. Вот отдельно гитары звучат потрясающе, любые «unplugged» – великолепно, но какой-нибудь условный Napalm Death просто вязнет в электростатах, ему надо что-то более злое и грубое.

Но в остальном ESL X – это отличные универсальные колонки высокого класса. Underworld, Depeche Mode, Coldplay, Боуи с Пифлоями, Берлинский Камерный – все это звучит без вопросов и со своим особым характером.

Причем, если у вас нет дорогущих усилителей за полтора миллиона, то это тоже не проблема. Рекомендованная мощность усилителя составляет от 20 до 400 Вт на канал, и это означает, что вы можете цеплять их хоть к крошке, хоть к монстру. С моим Parasound A23 эти колонки звучат всё также увлекательно (с поправкой на класс устройства разумеется), и вся эта прекрасная воздушность, которую я полюбил в них, по-прежнему остается здесь.

Американцы сумели сделать нечто особенное во всех смыслах: ESL X выглядят необычно, в их звуке много качества, они подарили мне массу восхитительных впечатлений от совершенно разной музыки. И то, что эти колонки не такие, как все, – это их самое большое достоинство, потому что такой звук есть только у Martin Logan.

Тестовый сетап:

Источник: Aurender N10 :: Усилители: Audio Research LS28, VT80SE, Parasound A23 :: Кабели: Synergistic Research Atmosphere X EXCITE (сетевые, межблочные и акустические) :: Консоль электропитания: Powergrip YG-1 :: Удлинитель: Mudra Akustik ::