11 ноября 2019

Норвежский цифровой монстр, затмивший аналог: Hegel HD30

Сегодня поговорим о норвежских монстрах и о том, что такое ультимативный цифровой звук, способный затмить собой даже «пресвятой» аналог. Речь сегодня пойдет о норвежском референсном цифро-аналоговом преобразователе Hegel HD30.

Скромная на первый взгляд техника Hegel своим сдержанным видом вряд ли способна вызвать бурные эмоции. Вы не увидите здесь ценных пород дерева, хрома, углеволокна, цветных дисплеев или вычурных сложных поверхностей, привычных верхнему сегменту.

Как и всё скандинавское, Hegel выглядит как обычный черный ящик с двумя простенькими «крутилками». Образ довершает экранчик с этими жуткими синими символами, которые уже с трех метров трудно прочитать. И эта штука стоит без малого 370 000 рублей. Да как смеете вы, бессовестные северяне, вытворять такое?

Но зоркий глаз подметит, что этот черный ящик, в отличие от большинства компонентов, стоит на трех, а не четырех точках, и это уже подозрительно. Ножки увенчаны резиновыми полусферами, и, как выясняется, ЦАП уже отлично изолирован от вибраций.

Если подойти ближе и прикоснуться, то становится понятно, что фасад, так похожий на пластик, оказывается цельнометаллическим, а обе ручки вращаются дискретно, с очень мягкими и приятными перещелкиваниями. Теперь высокий класс устройства угадывается безошибочно.

Простецкий «синий» экранчик не так-то и прост, хотя он совершенно не балует тебя информацией. Ты видишь на нем только активный вход и уровень громкости. В случае, когда активирован режим обхода предусилителя, вместо уровня громкости отображается частота дискретизации сигнала. Вот и всё – cкандинавский минимализм, понимаешь.

Но чем больше ты вьешься вокруг этого черного сурового викинга, тем больше уважаешь его. Крайне сдержанный на вид, он оказывается максимально душевным во взаимодействии с таким аудиофи человеком, как я.

Чтобы объяснить, что я имею в виду, вам нужно понять, что эта штука умеет. Кроме того, что это, собственно, ЦАП, это еще и стример, который может тянуть музыку из вашей локальной сети по Ethernet или без проводов с вашего Airplay устройства. Плюс вы можете скоммутировать на нем все ваши цифровые источники и использовать его как предусилитель. На фасаде левый регулятор ответственен за выбор источника, а правый – регулятор громкости.

Сзади все тоже сурово и логично – панель поделена на две секции. Вас встречают две пары аналоговых выходов (RCA и XLR), плюс семь цифровых входов: AES / EBU, BNC, коаксиальный, аж три оптических и поодаль USB с Ethernet. И все входы одинаково качественны, ни одному из них не отдан приоритет.

Это единственный на сегодня ЦАП норвежской компании, поэтому он не мог быть построен как-то иначе, чем абсолютно бескомпромиссно. Внутри у него – двойное моно с отдельными чипами Asahi Kasei AK4490 на каждом канале.

Если заглянуть внутрь, то там можно обнаружить три раздельные секции электроники, два тороидальных трансформатора, раздельно питающих цифровую и аналоговую схемы, и конденсаторы общей емкостью 54000 мкФ.

Норвежцы провели большую работу во время проектирования HD30. Они отдельно упоминают борьбу с фазовым шумом, который негативно влияет на точность прорисовки деталей. Результатом стали великолепные источник питания и новый мастер-клок, разработанный с нуля. Всё это обернули отборными малошумными транзисторами.

Вообще, чистота тракта и сохранение целостности входящего сигнала поставлены здесь во главу, и результат этого – внушительные 150 дБ отношения сигнал/шум. Именно поэтому Hegel звучит так, как звучит, но об этом немного ниже – Асгард не сразу строился.

И, кстати, именно он является прародителем ЦАПов/стримеров, встроенных в новые интегральные усилители Hegel, до которых я обязательно доберусь.

Отдельная услада – железный брусок дистанционного управления, именуемый у других производителей пультом. С помощью него вы можете управлять всеми функциями HD30. И это самый крутой кусок железа, который я держал в руках после Smith&Wesson. Кроме того, что он приятно холодит руку, норвежский ручной кирпич еще и функционален – вы можете даже пойти с ним на неприятеля-меломана переключать треки, воспроизводящиеся с компьютера.

Так как я остался без своего предусилителя на некоторое время (американский подлец посмел сгореть), то решил построить себе минималистичную, но бескомпромиссную (в рамках моих возможностей) цифровую систему, которую и венчает этот норвежский монстр.

Итак, у меня тут только три компонента – колонки, усилитель мощности и Hegel HD30 (в роли предусилителя, источника и ЦАПа), зацепленный к мощнику Parasound A23 по балансу. И это потрясающей музыкальности сетап, ребята! Я просто в дичайшем восторге от того, как звучит это норвежское чудовище.

Я пробовал подавать музыку напрямую с Macbook Pro, подключенному по USB, по Ethernet напрямую с NAS-сервера, использовал CD-проигрыватель Roksan K3 CD Di в качестве транспорта и даже стримил музыку из Apple Music напрямую с iPhone.

Самые впечатляющие результаты, конечно, получаешь с использованием hi-res файлов и Audirvana +, но если у вас всё еще большая коллекция CD, то, подключив свой CD-проигрыватель как транспорт, вы получите грандиозный прирост качества воспроизведения компакт-дисков. Об этом я упоминал в обзоре Roksan K3.

И вот этот Нидхёгг (ага, погугли) умеет играть музыку точно и ровно, пожирая весь шум и грязь цифры и отдавая тебе на выходе мёд козы Хейдрун (не спрашивай). Такого сладкого и нижнего регистра я от цифры не слышал в принципе. Звучание настолько телесное, что тебе просто хочется раствориться во всем этом.

И, кстати, несмотря на то, что это дичайший и неприкрытый hi-end, он очень терпимо относится к музыке среднего качества. Даже файлы MP3, звучащие через Hegel, вполне можно слушать. Хотя, конечно, DSD будут абсолютно недостижимы, ведь их-то он умеет играть особенно круто.

Наверное, как-то банально говорить о том, что весь спектр максимально комфортный, естественный и совершенно не «цифровой» по своему характеру. И, на самом деле, не это делает HD30 потрясающим. Самое крутое – это громадная, глубокая, трехмерная сцена. Норвежское чудище умеет максимально эффектно разделять и позиционировать звуки в пространстве, и даже любая ерунда начинает звучать вкусно.

Но, как это водится в хай-энде, звук может оказаться не по вкусу тем, кто любит нервцу и экспрессию. Хотя динамики у него абсолютно в избытке, норвежский монстр все-таки слегка неженка (как и я) и он очень пластичный по звуку, бархатный, не колючий.

Hegel умеет тонко очерчивать каждую мельчайшую деталь и окутывать её ясным пространством. Все эти «мелочи» в итоге собираются в потрясающую по масштабу, богатую и насыщенную картину. Это настолько захватывает меня, что выключить музыку порой становится почти невозможно – хочется бесконечно пожирать её.

Даже при том, что HD30 сделали, кажется, еще четыре года назад, это всё еще одно из лучших устройств для воспроизведения цифры в системе самого высокого уровня. Я поражен им в самое сердце и отправляюсь в нирвану Вальгаллу!

Тестовый сетап:

Акустика: Dynaudio Excite X36 :: Усилитель мощности: Parasound A23 :: Кабели: Сетевой и акустические Nordost Blue Heaven, межблочный WireWorld Oasis 7 XLR, USB WireWorld Ultraviolet 7 USB :: Консоль электропитания: Powergrip YG-1 ::