16 декабря 2019

Купил старые американские аудиожурналы и вот что я там обнаружил

Сегодня будет много картинок – случайно выкупил у какого-то дедушки приличную стопку американских журналов Audio, начиная с 1980 до 1991 года, которые тот в советское время каким-то чудом получал из-за «железного занавеса». Поэтому сегодня я вас «прокачу» по восьмидесятым на отличной машине времени.

Журнал Audio издавался ежемесячно с 1947 по 2000 год, и был самым долгоживущим аудио журналом в Америке. В нем публиковали обзоры аудиотехники, а также информационные статьи по таким темам, как акустика, психоакустика и искусство прослушивания. Считается, что Audio является преемником журнала Radio, основанного в 1917 году.

Листать эти журналы сегодня, в XXI веке, оказалось крайне увлекательно, и они до сих пор могут впечатлить: во-первых, тут много такого, о чем мы сегодня совершенно забыли, а во-вторых, в журналах полно очень качественных публикаций, не потерявших актуальности по сей день. Плюс я большой поклонник старой рекламы, которой здесь просто завались.

Например, в журнале от Января 1980 года мне встретилась отличная большая публикация о важности динамического диапазона за авторством вице-президента dbx. А в декабрьском номере рассказывается о принципиально новом индикаторе уровня – светодиодном.

Часто встречаются материалы по техническому обслуживанию аналоговой аппаратуры. Например, можно почитать как обслуживать... катушечный магнитофон.

Разумеется, здесь еще полно катушечных магнитофонов всех сортов.

В рекламе все еще часто встречаются ресиверы с эхом их войны, хотя интегрированные усилители уже во всю наступают.

Много рекламы и публикаций о виниловых проигрывателях, картриджах и всём сопутствующем. Индустрия винила всё еще была разогнана на всю катушку.

И большой материал о картриджах и принципах их работы.

Удивительным открытием для меня стало то, что очень много внимания уделялось высококачественным кабелям: встречается реклама (Monster Cable, Tara, Audioquest и даже Teac) и публикации о влиянии кабелей.

Еще большой неожиданностью для меня стало обилие дорогих аудиофильских усилителей, в том числе совершенно неизвестных марок.

В мартовском журнале 1982 года нашлись отличные публикации о звуковой голографии, где объясняется каким образом строится трехмерный звук в стереопаре.

Ну и, собственно, винтажная акустика во всей красе.

Само собой, кассетных дек здесь очень много, как и кассет всех марок.

Ну и большие интересные обзоры – это одна из самых важных частей журнала. К примеру, подробный обзор вертушки Oracle, стоимостью больше 1000 долларов (это примерно 3000 современных долларов), удивил тем, сколько всего можно замерить у вертушки.

В апрельском номере 1982 года есть публикация о прототипах CD-проигрывателей. В ней говорится, что большинство представленных моделей нормально не работоспособны и больше страдают от отсутствия нормального софта, чем от проблем с электроникой или механикой. До сих пор не утрвержден формат трекинга дисков и они различаются по форме и размерам в зависимости от бренда.

Середина 1980-х уже постепенно захватывается компакт-диском. В рекламе во всю рассказывают о преимуществах быстрой смены треков и о том, как можно самому компоновать порядок воспроизведения. В сентябре 1985 года отмечают, что продажи компакт-дисков меньше, чем за два года затмили потрясающий успех аудиокассет.

Отмечается, что на американском рынке продажи компакт-дисков выросли с 800 тыс. единиц в 1983 году до 4,9 миллиона в 1984-м, показав рост более, чем 500%. По всему миру было продано 350 тысяч CD-проигрывателей и 5,5 млн. дисков в 1983 году, а в 1984 уже 900 тысяч проигрывателей и 17 миллионов дисков. Вся аудиоиндустрия начинает вертеться вокруг компакт-диска.

И уже во всю обсуждается вопрос о том, почему звук CD не во всем превосходит остальные носители. Журналисты начинают задаваться вопросом, чего не хватает звуку компакт-диска? При этом в журналах всё еще полно рекламы виниловых проигрывателей и картриджей.

К концу 1980-х рекламу виниловой аппаратуры уже почти не встретишь. Не сдаются только SME, Ortofon и Shure. И вот внезапно в апрельском номере 1988 года обнаружилась большая публикация о влиянии клэмпов и матов на звучание винилового тракта.

Еще на страницах журнала начала 90-х встретилась большая познавательная публикация, рассказывающая об особенностях распространения звука в наушниках.

Ну и конечно же отдельный мой кайф – забытая реклама сигарет и алкоголя. И она просто отличная: образы мужчин-победителей и красотки обещали нам всё, кроме рака легких. Так хитро, красиво и изысканно призывать к самоубийству человечество сегодня разучилось. Ну сами посмотрите – это же отдельный мир.

Еще забавно то, что здесь можно встретить неожиданные вещи, такие как, например, телевизор NAD, CD-проигрыватель Mission или вертушки Kyocera. Плюс полно каких-то дичайших хай-энд брендов, о которых я раньше никогда не слышал: Sumo, Electron Kinetics, JSE, Soundcraftsmen, AudioSource, Bush, Nikko. Рональд, мы всё про Куда всё это подевалось?

А как вам большое интервью молодого Боуи? А январском журнале 1988 года отличный лонгрид про бутлегеров Grateful Dead. Кстати, кассет с этими бутлегами до сих пор полно на Ebay.

Интересно, что довольно большая часть журнала отдана частным объявлениям – интернета же не было. На последних страницах каждого номера встречается множество мелких текстовых объявлений и табличные каталоги с характеристиками и ценами.

Эти журналы отлично демонстрируют то, чем жило буржуазное общество со схожими нам интересами в 80-е годы. Забавно было снова окунуться в XX век и проследить череду смертей аналоговых форматов и рождение цифровых. Всем хорошей недели!