20 декабря 2019

Большой эксперимент: правда-ли, что дорогие кабели способны изменить звук обычной аудиосистемы? Ч.1

Если быть честными, то, наверное, большинству из нас что-нибудь не нравится в звучании наших сетапов в той или иной степени. Каждый из нас сталкивался с ситуацией (а многие и всю жизнь с ней живут), когда тщательно подбираемые компоненты звучат не совсем так, как хотелось бы.

Проблема усугубляется тем, что компоненты, которые мы уже накупили, не так-то просто поменять: они либо нужны только нам, либо нужны кому-то за половину стоимости. Поэтому менять их – часто экономически нецелесообразно.

Аудиофилы, конечно, нашли решение проблемы – поговаривают, что кабели оказывают достаточно сильное влияние на звук вашей системы. Я решил разобраться с этим, чтобы понять: что происходит с системой, когда ты меняешь кабельную обвязку, какие кабели нужно менять в первую очередь и сколько они должны стоить по отношению к стоимости системы. До сих пор мало кто пробовал зайти так далеко в этом вопросе, как зашел я, и вот что мне удалось выяснить.

Условия

Во-первых, мне понадобилась такая аудиосистема, которая будет звучать нормально, но не идеально и при этом у неё должен быть потенциал, который теоретически смогли бы раскрыть кабели.

Во-вторых, мне нужен эксперт – человек, который много лет профессионально занимается инсталляцией аудиосистем и знает о кабелях всё.

В-третьих, сами кабели – чтобы по-настоящему убедиться в том, как они работают, нужны лучшие или одни из самых лучших в мире кабелей.

Система

И я собрал вам потрясающе парадоксальную систему, состоящую из: лучших полочных колонок Monitor Audio Gold 100 (170 тыс. рублей), интегрированного усилителя Arcam HDA SA20 (100 тыс. рублей) и невероятного хай-энд CD-проигрывателя Burmester CD Player 089 (1,8 млн. рублей), который и будет нам поставлять непревзойденный аналоговый сигнал, раскрывающий возможности системы.

Эксперт

Чтобы грамотно подойти к вопросу, у нас есть Олег Блажеев – один из лучших в этом полушарии специалистов по кабелям, «Мини-Ларс», как его называют, человек,сертифицированный лично Ларсом Кристенсеном – одним из основателей компании Nordost. Олег поможет мне не наделать ошибок и расскажет, как на самом деле правильно использовать кабели.

Кабели

Мы будем использовать одни из лучших в мире кабелей – американские Nordost, сделавшие в свое время революционный скачок характеристик, и которые, по мнению многих, превосходят любые другие, потому что опираются не на абстрактную эзотерику, а на четкие технические характеристики.

Основные характеристики кабелей заданы материалом проводников, их физическим расположением, материалом изоляции, уникальным для индустрии способом его интеграции с проводниками, геометрической однородностью и механическим демпфированием.

Интересна сама история появления кабелей Nordost: Джо Рейнолдс изготавливал высокотехнологичные кабели для NASA и авиации и однажды дал отрезок кабелей от борткомпьютеров F-16 Ларсу Кристенсену, чтобы тот смог оценить их в аудиосистеме. Кристенсен ужаснулся от того, как они испортили звук, и написал Рейнолдсу свои комментарии о том, чего нужно добиться. Джо сделал, что нужно, и новый образец превзошел ожидания Ларса.

Так кабели из шаттлов и истребителей перекочевали в дома аудиофилов по всему миру. Хотя аудиофильские кабели – лишь небольшая часть производства компании, так как в основном они делают кабели именно для профессионального использования в той же авиакосмической отрасли, медицинском оборудовании, суперкомпьютерах и т.д.

Как их делают

Трудно сказать, лучшие ли кабели для аудио делает Nordost – это, в конце концов, дело вкуса, но что можно сказать точно: такого оборудования и таких технологий нет ни у одной другой компании в мире. Удивительно, но до сих пор ни один производитель не может и близко подойти к уровню технологий Nordost и создать кабели с такими же совершенными электрическими параметрами.

Для изготовления своих суперкабелей американцы берут сверхочищенную медь с низкими допусками по диаметру, далее проводник химически очищается от окислов и прочих веществ и затем проходит ультразвуковую полировку поверхности до зеркального блеска. После полировки медь покрывают серебром и снова полируют до зеркального блеска. «Настолько гладкая поверхность нужна для того, чтобы сохранить максимальную скорость прохождения сигнала», – говорит Олег.

Хммм… а на хе для чего нам нужна эта скорость? Дело в том, что импульсные характеристики системы даже важнее частотных, но про это мы еще поговорим.

Кабели Nordost не выглядят настолько впечатляюще, как разные современные толстые «удавы». Наоборот, они плоские и довольно невзрачные на первый взгляд. Такая геометрия во многом обусловлена особенностью технологии производства – экструдированием (читай – вдавливанием) проводника в тефлоновый диэлектрик без малейшего контакта с воздухом, что не может повторить ни один производитель (многие пытаются, но если вы увидите кабель с тефлоновой изоляцией другого производителя, то здесь будет «тефлоновый ламинат» - продукт совершенно иного уровня).

Тефлон (фторопласт) – завидный материал для изоляции, у него весьма низкая диэлектрическая проницаемость, и, как следствие, – кабель с тефлоновой изоляцией обладает низкой ёмкостью. Кроме того, тефлон весьма прочен и при этом легок.

В Nordost все просто одержимы параметрами кабелей, которые зависят от идеальной геометрии системы проводник-диэлектрик на протяжении всей длины кабеля. Допуск – доли микрона.

На оборудовании действует постоянный лазерный контроль, и только плоский кабель можно нормально просканировать лазером. В случае появления отклонений моментально срабатывает гильотина и кабель отбраковывается. После этого на оборудовании приходится менять оснастку, которая стоит 300 тысяч долларов, поэтому в случае появления брака партия кабеля дорожает для производителя на эту сумму.

Кроме того, плоская геометрия означает меньшее электромагнитное взаимодействие между проводниками. Емкость и индуктивность такого кабеля во много раз ниже, чем у обычных кабелей. Именно индуктивность и ёмкость в кабелях – ваши враги, если, конечно, вы хотите слушать музыку максимально приближенно к исходному материалу.

Тут как раз и начинаются проблемы у неправильных кабелей, которые плохо справляются с импульсным сигналом (которым и является музыка) – высокая индуктивность неминуемо тормозит динамику, а высокая ёмкость за счёт разницы циклов зарядки-разрядки «конденсатора» на разных частотах неминуемо вносит фазовые искажения в исходный сигнал и несёт прямую ответственность за «кашу», которую мы часто слышим, пытаясь воспроизвести сложный музыкальный материал.

Меня позабавил тот факт, что хотя Nordost уделяет внимание качеству проводников и использует как медь, так и серебро хорошей степени очистки, но компания считает совершенно бессмысленным инвестиции в толстые проводники из меди или серебра сверхвысокой очистки, так как лишь порядка 5% энергии сигнала путешествуют в толще проводника, а все остальное идёт по его поверхности (серебро!), и её полировка и постоянство оптимальной геометрии системы проводник-диэлектрик играет более важную роль, чем степень очистки меди, по мнению фирмы, и именно за эту технологию платят покупатели.

Интересна фирменная технология Micro Mono-Filament – полированный до блеска проводник обвивается тефлоновой нитью с определенным шагом и потом экструдируется в тефлоновый диэлектрик. Олег рассказывает, что это нужно для того, чтобы у кабеля был минимальный фазовый сдвиг: на разных звуковых частотах разные фазовые соотношения. И этот сдвиг удается снизить, если проводник минимизирует контакт с диэлектриком (в идеале он вообще не должен с ним соприкасаться).

Благодаря тефлоновой нити, контакт с диэлектриком снижается до 20%, и 80% проводника оказываются подвешены в безвоздушном пространстве. Плюс сам по себе тефлон накапливает меньше всего энергии и минимизирует влияние на проходящий сигнал. Это позволяет избавиться от ухудшающих звучание наполнителей.

Любой кабель – это фильтр: у каждого кабеля есть емкость, индуктивность и сопротивление, и Nordost – наименее фильтрующие кабели. Они на 20% по показателям емкости и индуктивности впереди любых других кабелей. И в Nordost считают, что любая система заслуживает максимально нейтральные кабели, чтобы вы могли слышать особенную подачу ваших компонентов.

Итак, для того чтобы выяснить, что же на самом деле изменят кабели, мы пошли с самого начала, взяли продукцию двух линеек Nordost: младшей серии Leif от самых недорогих и прошлись до серии Norse, сделав нашу тестовую систему максимально парадоксальной, ведь на пике теста стоимость кабелей многократно превысила стоимость системы.

Но обо всем этом вы сможете почитать в следующей части, где я расскажу о том, как вообще нужно подходить к кабельной обвязке, с чего начинать, где всё это должно закончиться и что же в итоге я услышал.

Продолжение здесь.