13 января 2020

RetroTech: Самая культовая кассетная дека Sony – TC-K777

Сегодня у меня Святой Грааль всех фанатов фирмы Sony, один из самых почитаемых экспонатов Золотой эры аудио и, возможно, лучшая кассетная дека, которую только произвела фирма Sony, – легендарная TC-K777. В любом случае, как её ни называй, это как минимум одна из лучших кассетных дек, которые были произведены на этой планете в принципе.

Появилась она на японском рынке 1 декабря 1980 года и стоила существенные 148 000 иен, что по сегодняшним деньгам составляет почти $2000. Сегодня «три семерки» на вторичном рынке очень хорошо котируются, и цены на них редко опускаются ниже 40 000 рублей.

Всего было выпущено три модификации: 777 (1980-1981), 777ES (1982-1985) и 777ESII (1986-1987). И хотя считается, что лучшая из них 777ES, именно первое поколение стало настоящим прорывом (и разница между первыми двумя поколениями в целом небольшая). Что касается самой поздней модификации – 777ESII, то она уже имела заметные конструктивные упрощения, и её можно считать не настолько крутой, как первые два поколения.

Итак, друзья, представьте себе 1980 год: в Советском Союзе проводят первый рок-фестиваль «Весенние ритмы», где дисквалифицируют группу «Аквариум» за неподобающее поведение на сцене, Пол Маккартни отменяет концерты в Токио из-за ареста за хранение пол-фунта марихуаны, а в компании Sony решают сделать по-настоящему аудиофильскую референсную кассетную деку, которую можно будет использовать для прослушивания этой содомии не только в быту, но и профессионально.

Как это обычно происходило с топовыми моделями в те времена, японцы создали максимально бескомпромиссное устройство, которое только смогли. И у них вышло без малого 10 кг чистого аналогового безумия. Мало того, что фасад сделали из толстой алюминиевой пластины, но и все кнопки и регуляторы тоже выполнили из металла. Пластиковые только стёкла кассетоприемника, большого двухцветного дисплея и четыре мелкие кнопки под ним.

На задней стенке из коммутации можно обнаружить: позолоченные входные RCA, две пары выходных RCA (фиксированный и переменный выходы), переключатель мультиплекс-фильтра и гнездо для подключения пульта ДУ, которых, кстати, было несколько моделей (например, с возможностью синхростарта с некоторыми проигрывателями винила).

Также нельзя не заметить крупный батон трансформатора (никто не идеален), присобаченного за пределами корпуса ради снижения помех. И еще интересная деталь – если вы вдруг считаете, что в аудиофильском тракте сетевое питание не играет роли, то инженеры Sony с вами не согласятся: прямо рядом с трансформатором красуется переключатель встроенного сетевого фильтра. Ай, красота!


Внутри корпус этого ископаемого чудища ожидаемо набит под завязку, ведь спроектировано оно по самым серьезным аудиофильским стандартам: весь тракт построен по принципу двойного моно с каждым блоком на своей собственной плате, на которых взору открываются высококачественные аудиофильские комплектующие.

Великолепный транспорт с прямым приводом и кварцевой стабилизацией приводится в движение двумя бесщеточными моторами: один вращает кассету, другой – тонвалы. Интересно было узнать, что транспорт был спроектирован с использованием компьютерного моделирования – вы только представьте CAD-проектирование на тех ископаемых ЭВМ из конца 1970-х... кошмар! Само собой, здесь закрытый тракт с двумя тонвалами и три головки.

Забавно, что головки записи/воспроизведения раздельные (а не сэндвич) и регулируются каждая самостоятельно. В этой версии они сендаст-ферритовые (у 777ES уже лазераморфные).

Крышка кассетоприемника с большим окном из толстого стекла, открывающим вид на большую часть кассеты. Сам он не оборудован сервоприводом, открывается кнопкой и закрывается вручную. Простенько, но со

Управление декой полностью электронное, клавиши крупные, разнесены по группам. Красивый дисплей щеголяет счетчиком в режиме реального времени, 30-сегментным индикатором уровня с изменяемой индикацией красной зоны (в зависимости от типа ленты), двумя режимами отображения пиков (с автоматическим или ручным их сбросом) и довольно крупными цифрами на шкале. Эталон информативности и сдержанности.

Но автоматики на самом деле здесь не так уж и много: поиска по трекам нет, есть только режим автоматического воспроизведения после перемотки кассеты (которая, кстати, очень быстрая) и отдельная кнопка REC MUTE для создания одинаковых пауз. Плюс есть возможность возврата к нулевой метке счетчика. Похоже, что на этом всё.

Дека не имеет автоопределения типа ленты, и вам нужно выбирать его с помощью одной из четырех клавиш каждый раз, как вы меняете тип кассеты. Зато есть возможность выбора редкого третьего типа ленты Fe-Cr. Dolby только B.

Из интересных особенностей здесь нельзя не заметить практически «профессиональный» тумблер сквозного канала SOURCE/TAPE и ступенчатый переключатель уровня линейного выхода, который странным образом спарен с выходом на наушники, поэтому вы не можете регулировать громкость в них плавно. Из-за этого я предпочел слушать деку в наушниках через усилитель.

В топовой деке не могло не быть калибровки ленты. Здесь она полностью ручная, без автоматики: на борту есть регулировка уровня подмагничивания и поканальная регулировка уровня записи с наглядным отображением процесса на дисплее. Металлические регуляторы довольно мелкие, и из-за фиксатора в нулевой зоне немного сложнее делать точные подстройки. Сам процесс очень простой и занимает минимум времени.

Что же насчет звука? Этот 40-летний чемодан до сих спор способен впечатлить – он звучит тепло, очень сочно, насыщенно и вкусно, я бы сказал. Дека вполне всеядна в плане кассет, и любой из трех типов, что я пробовал, прекрасно пишется и воспроизводится. Звук всегда остается комфортным и «аналоговым» в хорошем смысле (я имею в виду, что любой цифровой окрас в звуке полностью исключен), что бы вы ни записывали.

О высочайшем уровне девайса опосредованно говорит тот факт, что журнал Stereo Sound в 1983 году назвал TC-K777 «Лучшей покупкой», поставив деку выше трех монстров Nakamichi (DRAGON, ZX-9, 1000ZXL).

Чудом оказавшись в XXI веке, эта вещь прекрасно переносит файлы высокого разрешения и на хорошую топовую ленту пишет звук практически один в один по детальности, лишь добавляя приятный аналоговый окрас. Все вот эти трехмерные эффекты с глубокой сценой дека отрабатывает на очень высоком уровне.

Однако эта Sony, на мой взгляд, всё же проигрывает по звуку деке Pioneer CT-A9D. При прямом сравнении на хорошей фирменной тиражной кассете с хромовой лентой звук Sony оказывается чуть более зажатым и чувствуется небольшая потеря воздуха на верхах. Но это заметно только при прямом сравнении.

При этом на Sony приятнее прописываются и звучат более «простые» кассеты. Например, Sony UX на Pioneer звучит светло с не очень комфортным верхом диапазона, а на родной деке претензий к UX становится заметно меньше. Кто бы сомневался – даже простецкий Walkman был мною уличен в предвзятости к кассетам Sony.

В целом мне очень понравилась эта дека, она удобная и простая эргономически, абсолютно интуитивная в использовании. У нее не так много электронных наворотов, как у других хороших дек, но это компенсируется отличным, богатым трехмерным звуком, достойным очень хорошего сетапа. Так что если у вас есть для неё такой сетап, то вы не пожалеете.


 
Тестовый сетап:

Усилитель: Schiit Ragnarok 2 с мультибитным ЦАП :: Источники записи: вертушка Micro Seiki RX-1500 + MC ZYX R-100 Fuji + ф/к Luxman E-200, Mac Mini + Audirvana+ и Tidal :: АС: Dynaudio Excite X36 :: Наушники: Audeze LCD-24 :: Кабели: акустические Analysis Plus Oval 12, межблочные Ortofon AC-3600 Silver, Chord Cobra VEE 3 RCA :: Консоль электропитания: Powergrip YG-1 ::