10 февраля 2020

Сказ о том, как Борзенков с сабвуферами REL пил

Каждый раз, окунаясь в очередную аудиофильскую дичь, я вспоминаю слова дедушки ван ден Хула, указавшего мне Путь о том, чтобы я сначала пробовал, а уже потом врубал скептика, а не наоборот. И вот в моей жизни случилась очередная хрень, о которой я бы мог подумать, что вот это точно безумие, если бы сам не стал свидетелем происходящего. В общем, парни, вот вам мой сказ о том, что это за перверсия – массивы из шести сабвуферов REL, – и как Миша Борзенков снимал о них видео.

Для этого подобрался просто отличный сетап: вертушка Perpetum Ebner 2525 с МС-головой Ortofon Quintet Black S, ф/к Burmester, два мощника Hegel в мостовом режиме и дичайшие датские колонки Raidho, о которых ты даже не подозревал, а иные расхватывают их по 40 тысяч евро за пару просто потому, что у них внутри вся разводка сделана кабелем Nordost Valhalla. И той же Валхаллой они тут у нас к усилителям подключены. В общем, ко всему этому прикрутили два линейных массива из трех сабвуферов REL S/510 каждый. И решили посмотреть, как оно бахнет.

И вот на всё это Борзенков явился со своим бокалом (ну, как бокалом – Золотое ухо шастает с походным тумблером Ридль из тонкого хрусталя), и в конце концов он выдул пузырь ужасно дорогого Шабли. И чуть не добрался до моего красного. Поговаривают, что так он синхронизирует свою частоту среза, но это не точно.

Пока новые сабвуферы прогреваются, нам рассказывают теорию построения подобных массивов. Оказывается, всё это нужно не для того, чтобы было громче, а чтобы звук стал лучше. Сюрприз!

Но если серьезно (чёрт, сегодня трудновато быть серьёзным) – то штука в том, что даже напольники, даже большие и с многодюймовым медленным бумажным драйвером (как вы любите, да?), не воспроизводят реальный низкий бас. Продвинутые эстеты ещё называют его «основой». Снобы. Но вот для них и сделали активные сабвуферы REL. Миша сразу зарывается в Шабли сетап и коммутацию.

Представитель REL рассказывает, что человеческое ухо чувствительно к ограниченности звука колонок и если преодолеть её, то звук станет комфортнее, потому что человеческому мозгу просто нужно будет меньше операций для интерпретации музыки. Миша увлеченно теребит свой тумблер слушает.

Проводить время с Борзенковым и двумя бутылками вина довольно увлекательно – это очень комфортный, веселый и общительный человек, который может страстно рассказывать о всякой музыкальной всячине, вроде академического нойза или преимуществах белого Шабли над красным Каберне-совиньон. Все-таки хорошо, что красное ему зашло меньше, иначе мне было бы не так весело.

Интересно, что три сабвуфера в стеке нужны именно для того, чтобы растворить музыку в пространстве и не чувствовать источник. В стеке каждый сабвуфер настраивается по-разному: нижний нужен для создания низкочастотной базы, средний – панчер, он настроен громче остальных, а верхний размывает направление.

Пока Миша вдумчиво побухивает под негромкие панчи шести сабов, его оператор Влад – единственный, кто трудится занимается светом и съемкой крупных планов, которые вы всегда видите в роликах Борзенкова. На это уходит несколько часов.

Интересно, что по мере прослушивания сабвуферы приходилось постоянно убавлять – они новые, и по мере прогрева подвесы разрабатывались все лучше, и поэтому звук время от времени сдвигался в сторону усиления НЧ. Вот так забудешь дома выключить свой новый RELовский стек, а возвращаясь домой, увидишь МЧС: «У вас сабвуферной волной квартиру смыло, извините» и всё такое.

Это нелегкая работа – слушать сетап пришлось более пяти часов, в это время Миша внимательно слушал, как воет Мэнсон на виниле, то и дело взмахивая тумблером, и постоянно что-то записывал в компьютере. Может быть, он писал оду Шабли или новую песню Elektromonteur, кто знает...

Похоже, придумал новый гэг.

Что касается моих собственных впечатлений, то не могу не согласиться – этот необычный сетап генерит совершенно особенный звук, который и сравнить-то не с чем – он находится в своей собственной лиге абсолютного качества негромкого звука, недостижимого никакому обычному сетапу. Ведь энергия шести сабов позволяет создать нужное давление на меньшей громкости.

Сабвуферы REL играют линейно до 16 Гц и дальше уходят в инфразвук. У вас получается обалденно большой источник звука, а это позволяет вам более свободно двигаться в расширившемся пространстве идеальной звуковой картинки. Происходит разнос идеального расположения с басовой секцией благодаря стекам сабвуферов.

К концу дня, после многочасовой прослушки и окончания съемок фрагментов сетапа, начинаются съемки с «Золотым ухом», но тут выясняется, что один стек сабвуферов в кадре смотрится не очень, и начинается перемещение правого стека ближе к левому, чтобы они удачно смотрелись в кадре с Мишей.

Когда правый стек 32-килограммовых ящиков раскоммутировали, перенесли и собрали заново, оказалось, что в кадре ему не хватает высоты, и пришлось сверху поставить четвертый.

Труд ревьюера нелегок, а труд ревьюера, появляющегося в кадре, – вдвойне. На этот раз слишком высокий стул пришлось заменить на... ведро и все-таки убрать четвертый саб. Как он на ведре держался после той бутылки – загадка.

И только после этого картинка стала такой, какая требовалась. REL, Борзенков и бутылка Шабли наконец-то ужились вместе.

Ну а дальше всё просто: еще несколько часов записи, дни монтажа – и вот вы уже смотрите тот самый веселый и познавательный ролик, в котором этот улыбчивый парень, начавший бухать в Ютубе раньше Парфенова, рассказывает вам про потрясающую аппаратуру.