24 февраля 2020

Эксперимент: влияют ли дорогие USB-кабели на звук?

И хотя кабели интересуют меня, только если они к чему-то подключены, я решил провести с ними простой эксперимент, цель которого ответить на вопрос из заголовка. Для этого я отправился в ближайший «Ашан» и купил там простой «черный» USB-кабель за 75 рублей, который в сравнении с двумя аудиофильскими USB-кабелями должен будет подтвердить или опровергнуть их влияние на качество звука.

Кроме черного «no name» за 75 рублей, в меню у нас: USB-кабель Wireworld Ultraviolet, стоимостью около 4000 рублей, его я обычно использую по умолчанию, и Schiit Pyst USB (он же Straight Wire), стоимостью около 2000 рублей.

Сетап

Чтобы всё это проделать, одних кабелей, конечно, мало. Поэтому я собрал такой сетап, который сможет показать мне все нюансы цифрового звука, как на ладони. В качестве источника я использую свой бюджетный цифровой транспорт на базе Mac Mini, использующийся в качестве Roon сервера.

Цифровой сигнал из него по USB отправляется в злейший референсный ЦАП, его хайэнднейшество, Mytek Manhattan II, который в состоянии заметить малейшую разницу в звуке.

Отображать всё это будут мои сверхдетальные полочники Monitor Audio Studio, подключенные через мощник Parasound A23. Вся эта связка неплохо справляется с ловлей аудиофильских блох, так что я надеюсь уловить разницу в звуке, если она будет, конечно.

Чертов джиттер

Если говорить о корне проблемы, то цифровой «звук» по USB представляет собой аналоговый сигнал, состоящий из прямоугольных импульсов, распознающихся как нули и единицы. Помехи вроде шума блока питания, различных наводок и статики, плюс 5-вольтовая шина в самом кабеле могут вызывать фазовые или частотные отклонения сигнала (джиттер), которые, вероятно, будут неверно интерпретированы системой коррекции ошибок.

На схеме ниже я попытался проиллюстрировать суть происходящего. В первой строке мы видим семь фрагментов, передающихся из транспорта в ЦАП. Из-за потерь ЦАП (вторая строка) принимает фрагменты с разной временной задержкой так, что фрагменты 2 и 3 меняются местами, а фрагмент 5 и вовсе остается не распознанным. Буферизация и коррекция ошибок исправляют положение с таймингом и с восстановлением фрагментов 2,3 и 5, но фрагмент 7 отбрасывается из-за того, что придет позже, чем должен был. В итоге на выходе из ЦАП мы получаем сигнал с потерями.

Вот что говорит нам Википедия об ужасах джиттера: «При цифровой записи звука джиттер вносит в сигнал искажения, подобные детонации — явлению, вызванному неравномерностью движения магнитной ленты в аналоговом магнитофоне вследствие несовершенства лентопротяжного механизма. Однако вносимые цифровым джиттером искажения существенно заметнее искажений звука, вносимых детонацией. Видимо, это связано с большей «мягкостью» и «плавностью» детонационных искажений, обусловленных эластичностью магнитной ленты и инерционностью механических элементов лентопротяжных механизмов».

Согласно этой теории аудиофильские кабели должны минимизировать чертов джиттер, что положительным образом скажется на качестве звука. Хотя, в моем случае, я должен буду услышать именно какие-то ухудшения звучания при появлении в системе кабеля за 75 рублей. Да ну на

Мы люди, и наша первая заповедь: нужно, чтобы что-то случилось

Для начала я провел эксперимент по сравнению аудиофильских кабелей между собой. По цене они отличаются в два раза, но значит ли это, что звук с ними тоже отличается в два раза?

В общем, долго тянуть не буду – между кабелями Wireworld и Schiit разницу слышно буквально только с микроскопом. Она едва ощущается на каких-то совсем несущественных мелочах, вроде тонкой проработки самого верха спектра.

С Wireworld сетап звучит едва более скругленно на самом верху, но это только если придираться. По большому счету эти расхождения могут обеспокоить только совсем ужаленного аудиофила. Я, конечно, хоть и нахожусь в Paranoid Mode On, услышанная разница меня совершенно не беспокоит. Но сам факт отличий в звуке говорит о том, что потери и ошибки есть даже в специальных аудиофильских кабелях.

Чтобы жизнь стала лучше, она сначала должна стать хуже

Дрожащими руками вставляю в Mytek Manhattan II стоимостью 570 тысяч рэ черный «no name» кабель за 75 рублей. По уровню безумия ситуация такая, будто мой внутренний Тайлер Дёрден сейчас ворует биологические отходы на задворках клиники эстетической медицины, чтобы сварить из них мыло.

Эффект от появления этой черной хрени в сетапе не заставляет себя ждать. Черный кабель делает все вокруг очень далеким: копией, снятой с копии, которая, в свою очередь, снята с копии.

Если серьёзно, то ухудшения в звуке оказываются буквально катастрофическими: глубина сцены заметно сократилась, верх диапазона потерял часть утонченности, и в целом картина не настолько впечатляющая, как была еще час назад. Я слышу какие-то потери и ухудшения почти везде.

И хотя всё вышеописанное звучит жутко, и можно подумать, что Manhattan II вдруг стал звучать как ЦАП с Алиэкспресса, но нет. Нужно сказать, что вообще-то саунд всё еще очень крутой, но в сравнении ты слышишь, что с аудиофильскими кабелями было заметно круче.

Так что, парни, вставайте и выбрасывайте ваши черные USB, которые вы позаимствовали у своего принтера, ведь они так же опасны, как брак, кредитный счет и мужское хозяйство.

Тестовый сетап

Транспорт: Mac Mini + Roon :: ЦАП/предусилитель: Mytek Manhattan II :: АС: Monitor Audio Studio :: Кабели: межблочные Wireworld Oasis 7 XLR, Wireworld Ultraviolet USB, Schiit Pyst USB, акустические Analysis Plus Oval 12 :: Консоль электропитания: Powergrip YG-1 :: Виброразвязка: IsoAcoustics Orea ::