02 марта 2020

Запускаю винил без проводов на новейших колонках DALI Rubicon 2 C

Одним из самых страшных грехов аудиофила является прослушивание музыки без проводов. Нет ничего более мерзкого и противного, чем передавать хайрезы по блютуз. Хотя, нет, еще хуже – мой диван из Икеи передавать без проводов саунд с пресвятого винила, и я согрешил.

В общем, у меня побывали датские DALI Rubicon 2 C – аудиофильские колонки прославленной серии, которые целиком и полностью получают звук по беспроводному протоколу. Я от души поиздевался над ними и сейчас расскажу вам всё в мельчайших подробностях.

Что вообще происходит?

Все любители хорошего звука знают, что про серию Rubicon плохого слова сказать нельзя – это одна из самых крутых серий у датчан. И вот они взяли свои классные полочники Rubicon 2, воткнули в них электронику, убрали клеммы для подключения кабелей и приписали литеру «С».

А чтобы передавать на них звук, датчане взяли свой Sound HUB – устройство-коммутатор с набором аналоговых и цифровых входов и двумя слотами расширения, которое используется в других беспроводных колонках Callisto. В Sound HUB вы подключаете свои источники (по проводам или без), а он (и вот тут у аудиофилов начинает дергаться глаз) по собственному беспроводному протоколу на основе I2S передает его в колонки в формате 24 бит/96 кГц.

Какого черта они убрали провода?

Многие хардкорные аудиофилы могут подумать, что, мол, датчане пошли на поводу у маркетологов-миллениалов, наплевав на звук, сделали свои колоночные «airpods». Но если посмотреть на Rubicon 2 C поближе, то мы обнаружим, что внутри каждой колонки не всё так просто – там скрывается ЦАП на чипе Burr Brown PCM1796 и по паре современных 250-ваттных усилителей.

Да, получается, что эти колонки сами себя подключают по биампингу идеально согласованными усилителями, подключенными напрямую к каждому драйверу. А за преобразование цифры отвечают отдельные для каждого канала ЦАПы. С этой точки беспроводное подключение перестает быть чем-то неаудиофильским, верно?

Если не считать появление электроники, то вы вправе ожидать всю ту же отличную начинку, что и в хваленых проводных Rubicon 2. Здесь тот же твитер с ультралегким текстильным куполом и крупным ферритовым магнитом и узнаваемый фирменный СЧ/НЧ-драйвер диаметром 165 мм с красно-коричневым куполом из целлюлозы и деревянными волокнами.

В этом красивом драйвере вместо обычного магнита используется так называемый магнитомягкий материал – компаунд SMC. В отличие от обычного магнита, намагничивающегося и размагничивающегося с разной скоростью, вызывая искажения, SMC существенно эти искажения снижает. Именно поэтому на драйвере красуется отдельная надпись DALI SMC DRIVER – это реально большая фишка датчан.

Sound HUB, который отправляет сигнал в колонки – лаконичное современное устройство с просто великолепным дизайном и внешним сетевым адаптером. И, кстати, к нему можно прицепить две стереопары, если вдруг нужно.

Эта штуковина представляет собой устройство вроде предусилителя, на задней панели которого можно обнаружить пару выходных RCA, выход на сабвуфер, входные RCA и Jack 3,5 мм, коаксиальный и два оптических входа. Плюс здесь два слота расширения, и в одном из них у меня установлен BluOS адаптер с сертификацией MQA, поэтому если вы сидите на BluOS, то вся мощь его функционала уже здесь.

Хабом легко пользоваться, потому что здесь только три кнопки и два индикатора. Как только вы включаете его, на глянцевой верхней крышке проявляется экран с изображением слушателя и подключенных колонок, а на регуляторе загорается пиктограмма активного входа и уровень громкости.

В общем, все это красиво и приятно, но я посчитал, что мне нужно попробовать послушать на «Рубиконах» как цифру, так и аналог, и построил две разных системы.

Самая простая аудиофильская система в мире

Первую систему даже не пришлось строить – ты просто включаешь колонки и Sound HUB в розетку и подключаешь что-нибудь по bluetooth. Так как у меня дома установлен Roon, то управлять воспроизведением я могу хоть с телефона, чем я и занялся – законнектился на телефоне к хабу и запустил Roon.

И что же происходит, когда вы нажимаете Play? Ну, ребята, это просто ВАУ! Я еще ни разу не слышал такого звука по блютузу с телефона. Ты просто не можешь поверить, что это всё гуляет без проводов. Вы можете резонно возразить, что и система-то недешевая, но факт в том, что этот саунд совершенно невозможно идентифицировать как беспроводной. Это без всяких скидок звук самого высокого качества. Чтобы добиться такого от обычной проводной системы, вам действительно придется постараться.

Что бы вы ни слушали – звук из Рубиконов просто льется. Подача такая, что ты совершенно не задумываешься о цифровом происхождении. Всё предельно аналоговое в хорошем смысле слова: отличная локализация, четко рисуется пространство, все мельчайшие детали звучат фактурно, послезвучия растворяются мягко, как тающие на ладони снежинки. Ни тебе выпадений, ни лагов или цифровых помех, разумеется.

По характеру звук системы ровный и сочный, с очень хорошим нижним регистром. Причем колонки, даже будучи установленными у меня на столе близко к стене (а фазоинвертор в них сзади), при «гражданских» громкостях не докучают гудением. И вообще – Rubicon 2 C отлично умеют играть в ближнем поле. Плюс на малой громкости остается тот же уровень проработки подробностей, так что этот кайфовый звук не обязательно должен быть громогласным. Хотя вжарить они ой как могут.

Жанрово я не заметил особенных предпочтений, и все то, что я подсовывал Рубиконам, звучало увлекательно. Начав проверку Джеком Уайтом, Icky Thump с первых секунд бьет тебя драйвовым низкочастотным ритмом, а вступающий голос Уайта оказывается прямо перед тобой и звучит абсолютно реалистично. И даже весь нойз композиции передается так естественно, что ты можешь четко определить, где и что шумит. Более тяжелый Mastodon звучит сочно, довольно быстро и энергично, я не смог услышать, что DALI где-то не справляются или смешивают звук в кашу.

DALI отлично умеют передавать любые живые инструменты. Объем, фактура и воздух передаются просто на пять. Хороший джаз, акустические концерты в подаче Рубиконов великолепны. На электронной музыке вроде Four Tet или Bonobo вы также получаете сочный, энергичный звук, вовлекающий в происходящее. И всё это – бездушная цифра, идущая без проводов! Великолепно!

Что мне понравилось особенно: трехмерность с четкой локализацией, отличный баланс полноты звука и детальности, отсутствие цифрового окраса. Этому звуку ты веришь абсолютно, а это для меня означает спокойствие – я могу концентрироваться исключительно на музыке, не думая о таких вещах, как слабые места в системе, ведь здесь их просто нет.

Но на этом дело не кончилось, и я сгородил с Рубиконами куда более извращенную систему.

Отправляем винил в беспроводную бездну

Если в случае с цифровым потоком, под который заточены беспроводные Rubicon 2 C, у вас получается более-менее прямой поток цифры до колонок, то в случае с виниловым трактом всё заметно усложняется.

Чистейшие аналоговые микровибрации с MC-картриджа с выходом всего 0,24 мВ по проводам должны попасть в фонокорректор. Оттуда выровненный сигнал снова по проводам попадает в Sound HUB, который превратит его в цифровой поток 24 бит/96 кГц, чтобы передать в колонки. Там он снова должен будет преобразоваться в аналог, чтобы попасть в усилители. И что же после таких превращений останется от божественного винилового звука? Ответ – всё.

Полагая, что аналоговые RCA здесь по остаточному принципу, я был не прав. Потрясающая вещь в том, что DALI сумели сделать что-то такое, что не убивает прелесть аналоговой половины нашего тракта, и весь мэджик, который я люблю, в виниле остается. Даже потрескивания и шум массы (привет, хейтеры) передаются совершенно аутентично (какой ужас я сейчас несу!).

Все это говорит о том, что тракт из Sound HUB и Rubicon 2 C умеет деликатно работать с любым сигналом, он абсолютно прозрачный, и он покажет вам ровно то, что вы ему подадите, не испортив его на пути прохождения до самых драйверов.

Это крутейшая система, которая сможет ужиться как на вашем столе, не заняв много места, так и в гостиной, став центральным звеном вашего основного тракта.

Единственный недостаток её – высокая цена, но она же избавит вас от мучительного подбора и согласования многочисленных компонентов и кабелей, которые, в конечном счете, не будут стоить дешевле. Но самое главное – за все это вы совершенно не пожертвуете звуком, а будете каждый день наслаждаться любимой музыкой, не думая ни о чем.

Тестовый сетап

Транспорт: iPhone 11, Mac Mini + Roon :: Проигрыватель винила: Micro Seiki RX-1500 + ZYX R100 Fuji L :: Фонокорректор: Luxman E-200 :: Кабели: фонокабель Ortofon 6NX-TSW 1010, от фонокорректора Ortofon AC-3600 Silver RCA :: Консоль электропитания: Powergrip YG-1 :: Виброразвязка: IsoAcoustics Orea, IsoAcoustics Aperta ::