11 марта 2020

Как устроена отличная стереосистема с крутой вертушкой и ламповыми компонентами

На минувшем «Винил Джеме» было много хороших сетапов, но одним из самых интересных был сетап с потрясающей канадской вертушкой Kronos Sparta, от которой посетители сворачивали шею. Я устал отвечать на сообщения в личке инстаграм, когда выложил видео с этим сетапом. Но на самом деле эта яркая высокотехнологичная вещь была лишь украшением. Вы удивитесь, но основную работу делали куда более «приземленные» компоненты.

Все трюки выполнены профессионалами, пытайтесь повторить это.

Даже если вы строите совсем другую систему, вам может быть интересна сама схема и концепция построения, выполненная профессионалами, которая поможет вам сориентироваться со своим сетапом.

Когда дистрибьютор (а это организация, основная работа которой продавать) берет и ставит в сетап, построенный на супервертушке, компоненты заметно дешевле, он рискует запороть все впечатление от своего безумно дорого компонента. Но эти люди знали, что делали. И я сейчас расскажу, как они построили эту реально круто звучащую всеядную систему.

Проигрыватель

Удивительно, но этот монстр – младший из вертушек канадской Kronos. Однако в Sparta реализованы все те же принципы, что и в топовой модели: основное внимание в нем привлекают два опорных диска, движущихся во встречных направлениях, и система виброразвязки в трех степенях свободы.

Огненный «вертак» затмевал собой итальянские девайсы: интегрированный ламповый усилитель Unison Research S6, ламповый фонокорректор Phono One и работавшие с ним в связке крупные колонки Unison Research Max 1. При всей своей относительно гуманной стоимости, эти компоненты отлично раскрывали возможности источника из куда более высокой лиги, а это, ребята, очень большое дело.

Фонокорректор

Старший Phono One во многом схож по конструкции с Simply Phono, про который я уже писал. Однако здесь более привычный плоский корпус, в конструкции применено уже 5 ламп (в младшем SP – три), а все помехогенерирующие компоненты вынесены в отдельный блок.

Усилитель

Интересно, что они использовали однотактный ламповый интегрированный усилитель Unison Research S6. Он работает в классе А и обладает достаточно большой мощностью в 30 Вт. И эти «скромные» 30 Вт так раскачивали пару очень немаленьких колонок, что моментами было страшновато. Атака была просто молниеносная!

В этом усилителе около 2/3 регулировки тока смещения ламп выполняется автоматически, а одна треть – фиксировано, с помощью раздельных для каждого канала потенциометров и красивейших аналоговых амперметров, прямо как мы любим.

При таком гибридном типе подстройки вы гораздо эффективнее можете управлять работой выходного каскада, уменьшая коэффициент обратной связи, что сказывается на звуке самым положительным образом. Во многом именно поэтому, как мне кажется, сетап отлично справлялся с самой разной музыкой, не оставаясь заложником своего лампового окраса. Ну, и «дури» в нем, конечно, хватает, этого не отнять.

Колонки

Max 1 довольно внушительны: 80-литровые корпуса с двумя фазоинверторами, выведенными на переднюю панель, затянутую в кожу, имеют стенки, доходящие до 5 см толщиной. Но интересны они не этим.

Эти большие 2-полосные напольники имеют СЧ/ВЧ секцию, нагруженную на рупор, выполненный из авиационного алюминия. Сам драйвер имеет диаметр 44 мм и изготовлен из титана. При достаточно большом диаметре диафрагмы этот супердрайвер в сочетании с рупором позволяет воспроизводить диапазон свыше 12 кГц при неравномерности всего 0,8 Дб.

Большой низкочастотник, диаметром 300 мм, выдающий до 800 Вт непрерывной мощности, выполнен из углеродного волокна в сочетании с хлопком. Для такого размера и мощности потребовалось изготовить 100-милиметровую катушку, а корзину сделать литой.

И одна из самых крутых их фишек – кроссовер с уникальной особенностью регулировки уровня демпфирования, позволяющей подстраивать их под тип усилителя, используемого в системе. Тумблером над клеммами вы можете выбрать режим для лампового усилителя Valve или Solid State, когда подключаете их к транзисторному усилителю.

Питание

Я уже давно для себя выяснил, что если ты хочешь получить хороший звук, то начинать надо с питания. В этом сетапе за него отвечал Torus Power RM8 – канадский изолирующий трансформатор, защищающий питание от шумов, помех, перепадов и падения напряжения. Таким образом, на входе вы уже получаете максимально чистое электропитание, исключая добрую часть помех, вызванных нашими родными электросетями.

Многие недооценивают важность чистоты питания, но факт в том, что практически любая система чувствительна к качеству электросети и даже не самые дорогие компоненты показывают качественный рост звука при подключении к системе кондиционирования питания.

Что еще...

Казалось бы, что вот вы получаете сетап с референсным источником, выдающим звук через мощные и детальные колонки, точно согласованные с усилителем, и желать больше нечего. Но тут как раз неплохо вспомнить про то, что всё это добро может сгенерить столько энергии, что при неумелом обращении «расхлестает» стекла в серванте соседей. И этой участи, к сожалению, не избегут и сами компоненты.

Поэтому в этой системе всё намертво задемпфировано с помощью антирезонансных подставок IsoAcoustics Orea, о которых я знаю не понаслышке. Не так давно я протестировал их работу лично и после этого купил себе (да, за собственные деньги, а не как ты подумал) комплект их подставок для акустики, которые теперь живут на моем столе.

Эти штуки реально делают большую работу со звуком, особенно с колонками и ламповыми компонентами. И самыми интересными подставками были именно те, что находились под колонками – Gaia. Помимо фирменной системы демпфирования, эта модель опирается на пол не своей резиновой ножкой, а опциональным фирменным диском с шипами Gaia Сarpet Disc, на котором стоит. С помощью него фирменная система виброразвязки работает не с мягким ковром (так бы снизилась её эффективность), а с жесткой поверхностью.

Конечно, степень влияния каждого компонента на звук разная, но мы-то слышим результат совместных усилий. В этом сетапе удачным образом сумели ужиться драйвовый почерк с превосходным панчем, ламповая сочность и теплота, и, главное, – всеядность и умение увлекательно подавать совершенно разную музыку. Именно эти качества неизменно собирали людей каждый раз, когда на потрясающий проигрыватель Kronos Sparta опускалась новая пластинка.