20 марта 2020

Ваше стерео больше не стерео: трифоник с JL Audio Dominion 110

В общем, парни, я хоть и не любитель грохочущего баса, но решил попробовать устроить у себя этот чертов трифоник, о котором на небе только и разговоров. Если ты последние десятилетия провел в добровольном заточении и не знаешь, что это за хрень, то прости, парень, мы тебя съедим это когда к стереопаре третьим каналом добавляют сабвуфер. Многие думают, что это для того, чтобы долбило, но нет, не чтобы. Сейчас расскажу зачем.

Итак, у меня в системе стоят полочные колонки Monitor Audio Studio, у которых НЧ-драйверы едва дотягивают до 10 см в диаметре. По паспорту они начинают играть от 48 Гц, и по идее, мне этого достаточно, в моей вселенной с низами всё ок, хотя да, бывают колонки басовитее.

К ним я приволок американский активный сабвуфер JL Audio Dominion 110. Это один из самых начальных девайсов компании, представляющий младшую серию Dominion, кроме которой у JL Audio еще три серии «домашних» сабов: E-Sub, Fathom и Gotham и вот там-то можно найти настоящие чудовища баса, а этот Dominion 110, можно сказать, только начало этой скользкой дорожки.

Но не смотрите, что это младшая серия – в ней уже применяется их фирменная технология DMA (Dynamic Motor Analysis), которой гордятся в компании. Насколько я понимаю, она позволяет снизить искажения благодаря тому, что поддерживается стабильное фиксированное магнитное поле в широком диапазоне мощности и усилие электропривода драйвера остается линейным во всем диапазоне перемещения диффузора. Это дает воспроизведение плотных, чистых и четко артикулированных басов.

Технически это закрытый ящик (без фазоинвертора), с 10-дюймовым драйвером на передней панели и встроенным усилителем класса D, мощностью 750 чертовых ватт. Так вот, ход этого 10-дюймового драйвера составляет почти 7 см! А это значит, что не подносите к нему лицо драйвер способен создавать глубину баса как у более крупных сабвуферов. На словах это хорошо, но как это всё встроится в мою систему, звук которой мне и без того нравится?

К счастью, мой прекрасный предусилитель Parasound P5 позволяет выводить на сабвуфер отдельный сигнал и вдобавок, снабжен low-pass (НЧ) и high-pass (ВЧ) фильтрами, которые позволяют отрезать у сигнала, идущего на сабвуфер всё, выше определенной частоты, а сигналу, поступающему в колонки, наоборот, отдать всё то, что сабу не отдается. Таким образом мы разделим частоты так, чтобы они не дублировались у колонок и сабвуфера.

На самом сабвуфере, разумеется, тоже есть кроссовер с регулировкой low-pass фильтра и по идее можно регулировать срез частоты на нем. Я попробовал и так, и эдак – разницы не заметил. Итак, чтобы согласовать сабвуфер я выставил кроссоверы на 80 Гц, и всё, что ниже уходит теперь на сабвуфер, а то, что выше – на колонки.

Плюс на сабе есть регулировки громкости и фазы (с отдельным инвертором 0/180°). Последняя пригодится, чтобы лучше согласовать сабвуфер с системой, т.е. чтобы драйверы колонок и саба перемещались синхронно.

Немного насчет регулировок. Я попробовал отступать от частоты среза в 80 Гц в обе стороны, но субъективно посчитал, что 80 в моей системе – самое то. С громкостью та же история – что-то около нуля мне показалось оптимальным. С фазой я провернул следующий трюк: поменял полярность у колонок и пустил тон 80 Гц, а на сабвуфере вращал фазовый регулятор до тех пор, пока громкость не стала минимальной – это значит, что он оказался точно в противофазе. После возвращения нормальной полярности колонкам мы получаем идеально согласованные драйверы.

Не знаю, повезло мне, или это норма с хорошим сабвуфером, но практически случайное его положение справа от колонки оказалось вполне удачным. Начитавшись всякого я думал, что мне придется чуть ли не перепланировку делать, чтобы этот черный ящик смог нормально играть, но нет.

Дело в том, что частая проблема с сабвуферами в том, что вы слышите, как он работает, а этого быть не должно. Работа сабвуфера – максимально слиться с вашими колонками так, чтобы вы слышали натуральные инструменты, а не внезапные раскаты грома в моменты вступления сабвуфера. Так вот с Dominion 110 у меня все произошло без каких-то особенных проблем после 15 минут настройки и экспериментов с отклонениями.

Что же в итоге происходит со звуком с появлением этого американского разрушителя? Первое – ты можешь слушать тише. Твоя стандартная громкость понижается за счет того, что колонки меньше нагружены и лучше отрабатывают свою часть диапазона. Ты тупо получаешь больше прозрачности на середине и верхах, а низы всегда остаются хорошо контролируемыми сабвуфером.

Любая музыка становится чуть более интересной, а некоторая – просто великолепной. Бас-гитара Лауры Ли на альбомах Khruangbin стала более фактурной, живой за счет улучшившейся проработки и общего увеличения объема в низкочастотном звене. Хорошо настроенный саб в моем понимании это когда «бубнить» больше не стало, но больше драйва и вовлеченности получаешь.

Эффект от появления Dominion отлично чувствуется на нирвановском лайве Unplugged in New York. Сцена получает дополнительную глубину, живые инструменты блещут богатыми обертонами, и в результате ты слушаешь заметно более натуральное выступление, окунаешься в него с головой.

Но самый кайф я получил переслушивая Massive Attack. Их музыка во многом строится на разных низкочастотных звуках и при поддержке сабвуфера это прямо бомба во всех смыслах. На многих системах темный саунд альбома Mezzanine бристольского дуэта часто звучит слишком гулко и сабвуфер – отличный инструмент чтобы разобраться с этим раз и навсегда.

JL Audio делает свою работу на отлично – упругий пульсирующий ритм Teardrop абсолютно собран и прозрачен, что освобождает вокал Элизабет Фрейзер, делая его еще более воздушным и эмоциональным, а барабаны на Inertia Creeps вдруг оказываются настолько фактурны, что вызывают у меня всплеск адреналина. Вот это я понимаю – Звук!

Но, конечно, с появлением в сетапе Dominion 110 тебя так и подмывает на всякие жуткие эксперименты. Вспомните себя в шесть – новую машинку нужно попробовать в предельных игровых режимах, чтобы узнать, когда она сломается. Глупость, конечно. Сейчас-то мы взрослые, зачем нам портить новую вещь, когда мужно попробовать испортить всю квартиру! Ну или хотя бы попытаться услышать звон стекол в окнах от надвигающейся массы Megadeth. А может просто попробовать хлопнуть фужер голосом Эллы Фицджеральд? В общем, руки у меня так и чесались...

И знаете что? Это очень весело! Немного подкрутив уровень громкости, вы получаете такую стену баса, что всё незакрепленное начинает опасно вибрировать. Я, конечно, смалодушничал и не пошел до конца, прибрав это все к чертям уже через 5 минут. Но зато в случае эпической войны с соседями я теперь знаю, что делать!

Но, если серьезно, то я не ожидал, что с появлением сабвуфера я услышу что-то такое, после чего мне захочется подсесть на трифоник. Но, оказывается, что этот хорошо согласованный и без фанатизма накрученный американский сабвуфер – просто отличная вещь. Разгружая ваши любимые колонки, он делает большую работу для всей системы – позволяет вам слушать хорошо знакомую музыку в хорошо знакомой системе с совершенно новым качественным уровнем.

Тестовый сетап

Транспорт: Aurender ACS100 :: ЦАП: Schiit Gungnir Multibit :: Проигрыватель винила: Micro Seiki RX-1500 + ZYX R100 Fuji L :: Усилители: Parasound P5 и A23 :: АС: Monitor Audio Studio :: Фонокорректор: Luxman E-200 :: Кабели: сабвуферный Tributaries 8 Subwoofer, межблочные Nordost Frey 2, Schiit Pyst USB, акустические Nordost Frey 2, сетевые Nordost Frey 2 :: Консоль электропитания: Powergrip YG-1 ::