27 марта 2020

Так не звучат ни одни другие колонки в мире: Sonus faber Minima Amator II

Друзья, сегодня у меня рассказ об особенных колонках. И особенные они не потому что дорогие, а потому что звучат так, как ни одни другие колонки. Это настоящий колоночный Piece of Art, под каким углом на них ни посмотри. Итак, тут у меня Sonus faber Minima Amator II – небольшие полочные колонки, сделанные вручную в Италии. И я, по обыкновению, устроил им очень странную проверку. Но для начала я должен рассказать вам, с чем мы тут имеем дело.

Sonus faber Minima Amator II – это уменьшенная вариация и близкие родственники потрясающих колонок Electa Amator III. Итальянский производитель акустики класса «люкс» выпустил Minima Amator II в прошлом году, и они сразу начали получать похвалы ревьюеров по всему миру.

Первое, с чем ты сталкиваешься, достав их из коробки, – абсолютное совершенство отделки. Корпуса Minima Amator II выполнены из массива орехового дерева и отделаны натуральной кожей как с лицевой стороны, так и с тыла. Ну, потому что так можно. А тактильно – это вообще отдельная песня. Я не знаю, как они умудряются так работать с деревом, но одни только прикосновения к этим колонкам вызывают у меня всплеск эндорфинов.

И вот я тот человек, которому хочется быть на максимальном удалении от всего классического, потому что оно вызывает во мне сонливость, смотрю на эти Sonus faber, и они бесконечно притягивают меня. Никогда бы не подумал, что коричневое дерево со вставками под золото покажется мне привлекательным.

Но факт – я смотрю на них и думаю: как нечто похожее на бабушкин комод может быть таким крутым? Каким-то непостижимым образом в этих изящных корпусах многовековая человеческая история соединилась с лицом Дарта Вейдера, затянутым в кожу, и результат ничего, кроме восхищения, у меня не вызывает. Любой мельчайший изгиб в них изящен и демонстрирует безупречный вкус.

Даже будучи облаченными в защитные грили (разумеется, они крепятся на магнитах), Minima Amator II остаются невероятно привлекательными колонками, не теряющими своего изящества.

Итальянцы, вероятно, нужны этому миру как хранители какого-то сакрального знания, как из бревен и умерщвленных животных создавать нечто, от чего у взрослых мужиков будут появляться слезы умиления. Ну и еще чтобы делать пиццу, конечно (ведь за сотни лет мир так и не научился делать это простое блюдо на их уровне).

И хотя эти колонки далеко не самые старшие, они полноценно представляют последние технологии компании. На фасаде нельзя не заметить вот этот их хитрый 28-миллиметровый шелковый твитер с фирменной системой Damped Apex Dome, нависающей над куполом своей изящной треножкой.

И эта изящная штука сделана вовсе не для красоты – Damped Apex Dome (или DAD) локально демпфирует вершину купола твитера, подавляя его резонансы. Таким образом выравниваются характеристики, уменьшая искажения и обеспечивая лучшее воспроизведение высоких частот.

СЧ/НЧ драйвер с алюминиевой корзиной и диффузором, выполненным из целлюлозы с какими-то особыми волокнами, имеет диаметр около 15 см и нагружен на порт фазоинвертора, находящегося на задней стенке. И даже крепежные винты этого драйвера итальянцы заботливо скрыли специальным кольцом, чтобы ничего не отвлекало вас от любования этим совершенством.

Плюс внутри этих колонок установлены фирменные «полубалансные» кроссоверы Paracross, в которых конденсаторы и катушки индуктивности размещены на отрицательной шине цепи. Такая конструкция кроссовера менее чувствительна к радиопомехам, улучшая переходные характеристики и снижая шум на малой громкости. Деление происходит на частоте 2,5 кГц.

Еще одна небольшая деталь, отлично демонстрирующая то внимание, с которым в Sonus faber относятся к своим изделиям (и своим клиентам) – терминал с клеммами. Мало того, что это изящно сделано, но и очень «юзабельно». Винтовые зажимы с логотипом Sonus faber очень удобны. Да и вообще вся задняя стенка выглядит так, что фасады очень многих колонок могут позавидовать.

И вот эти 4-омные колонки с чувствительностью 87 дБ демонстрируют абсолютную терпимость в плане усиления. Итальянцы говорят, что с ними можно использовать усилители, начиная от 35 Вт.

Но, конечно, самое интересно происходит тогда, когда вы наконец слышите их пение. И это совершенно отдельная вселенная звука, парни. Sonus faber настолько особенно звучат, что, услышав их однажды, вы никогда не спутаете их почерк ни с чем иным. И от Minima Amator II вы вправе ожидать всего того великолепия, чем славятся Sonus faber вообще.

Если говорить об общем характере, то это невероятно комфортный, утонченный и изысканный звук, который неизменно превращает прослушивание самой банальной музыки в эстетское наслаждение и гурманство. Никаких пошлых уколов или грубости в почерке, всё настолько тонко и одновременно детально прорисовывается, что первое время я просто молча сидел с отвисшей челюстью и внимал.

Часто встречал мнение, что Sonus faber хороши, но только для классики, только самые топовые, только с мощными усилителями класса А и всё вот в таком роде. Ну что же, расскажу, что я услышал от них у себя дома. Причем я не только слушал их в своей основной системе, но и приготовил им кое-что еще, гораздо более жуткое, но об этом немного позже.

Итак, будучи в моей основной системе (описание сетапа в конце), Minima Amator II тембрально подают всё очень богато и глубоко: нижний диапазон неизменно пышный, сочный и объемный, но любые инструменты очень текстурны и пластичны, ничего не смешивается, не гудит, не пропадает. И всё это настолько вкусно, что, встретив хорошую басовую партию у Khruangbin, можно запасть только на нее.

Вокал естественный, сочный и теплый, отлично локализован в пространстве, очень много подробностей, с мельчайшими придыханиями и тончайшими нюансами, но без сухости и излишней аналитики. В середине вообще всё максимально естественно, открыто и тепло. Причем что цифра, что винил звучат так, что выбрать между ними просто невозможно. Ты чувствуешь разность характеров, но отдать чему-то предпочтение не можешь.

Высокие частоты в подаче этих небольших полочников такие, что если бы было соревнование «самые шелковые ВЧ», то Sonus faber победили бы с большим отрывом от всего, что я до этого слышал. На высоких вообще очень хорошо проявляется умение этих колонок держать грань, где звук максимально детален и разборчив, но не вонзается в твои перепонки тысячами мелких иголок. Верхний диапазон здесь, как шум морского прибоя в ночи, – близкий, теплый и пестрящий мельчайшими переливами.

Что касается жанровых предпочтений, то это полная ерунда – их практически нет. Ну, наверное, это не самые лучшие колонки для вас, если вы фанат Slayer, – Minima Amator II не самые быстрые по звуку. Но умеренно тяжелые жанры в их исполнении не вызывают вопросов: The Dead Weather, Black Keys, The Blue Stones – звучат драйвово и сочно.

Электроника – без проблем. Всё: от Underworld до Apparat и Нильса Фрама. Да блин, банальные Prodigy фигачат так круто, что вы внезапно можете обнаружить себя скачущим по квартире, как подросток. У этих колонок есть отличное свойство – любую музыку делать увлекательной. И не важно – меломан вы или аудиофил. Всем будет клёво.

И вот теперь мы перейдем к нашему странному эксперименту, который должен будет проверить этих «напомаженных» люксовых недотрог на прочность. Быть красивым и ухоженным легко, когда есть деньги, но чего ты стоишь на самом деле, ты можешь узнать только на дне. И мы отправляемся туда.

Как многие из вас знают, у меня есть «старая японская рухлядь» – компактный усилитель Technics SU-5 начала 1980-х, чудом доживший до наших времен. Он выдает 2х30 Вт и по идее должен едва справляться. Эта ископаемая штука сегодня, как ничто иное, демонстрирует, что такое аудиофильское дно – он не очень изысканный по звуку, не очень детальный по современным меркам, в общем, как-то довольно средненько играет. И именно к нему я подключил Minima Amator II. Источником для всего этого послужил мой Macbook Pro с запущенным Roon, подключенный через недорогой ЦАП Schiit Modi 3. Не самый изысканный сетап для этих колонок, верно? Да еще и на дешманских кабелях.

Ну и что вы думаете? Sonus faber, установленные прямо у меня на столе, вдруг демонстрируют все тот же изысканный характер, отличную динамику и любовь к вкусным деталям. Потрясающе! Даже этот старый и слабый ископаемый японский кусок... пластмассы с логотипом Technics не в силах испортить звучание этих колонок. Я просто несколько дней сидел и балдел от этого странного сетапа: трехмерность и красота!

И вот что я вам скажу – Sonus faber действительно звучат так, как ничто другое. Да, это, безусловно, совершенно особенный звук. Он необычайно изысканный, уверенный и одновременно деликатный и всё такое. Но самое главное, что я понял, пообщавшись с этими великолепными колонками, – если вы полюбите звук Sonus faber, то больше никогда, никогда в жизни вы не посмотрите ни на что другое.


Тестовый сетап

Транспорт: Mac Mini + Roon :: Усилитель мощности: Parasound A23 :: Предусилитель/ЦАП: Mytek Manhattan DAC II :: Проигрыватель винила: Micro Seiki RX-1500 + ZYX R100 Fuji L :: Фонокорректор: Luxman E-200 :: Кабели: межблочные Wireworld Oasis 7 XLR, Wireworld Ultraviolet USB, Ortofon AC-3600 Silver RCA, Chord Cobra VEE 3 RCA, акустические Analysis Plus Oval 12, Nordost Bi-Wire Jumpers :: Консоль электропитания: Powergrip YG-1 :: Виброразвязка: IsoAcoustics Orea, Aperta ::