25 октября 2019

Конец войны лампы и транзистора: Schiit Freya

И вот, наконец, случилось то, что не могло не случиться. Американская фирма Transceptor Technology приступила к производству компьютеров "Персональный спутник" с тем самым неприличным названием сделала возмутительный девайс, назвав его в честь скандинавской богини любви и войны Фрейи. Они посмели скрестить нескрещиваемое и буквально породнить Монтекки и Капулетти.

Итак, перед вами американский полностью балансный предварительный усилитель Schiit Freya, завернутый в цельнометаллическую оболочку на собственном заводе прямо посреди Калифорнии. Четыре лампы произрастающие из верхней крышки устройства недвусмысленно намекают нам, что это ламповый девайс, но это не совсем так.

На самом деле Freya – довольно умно построенное устройство, у которого аж три режима работы. Этот предусилитель может работать как пассивный - с кратчайшим путем прохождения сигнала, как транзисторный - с буфером на JFET-транзисторах и, наконец, - на ламповом каскаде. Schiit, ну что ты делаешь, палехче!.. Но давайте обо всем по порядку.

Плоский и широкий корпус Фреи нахально асимметричен и поэтому выглядит как какой-то причудливый суперкар. Левая его половина демонстрирует тщеславие – логотип Schiit посреди просторной алюминиевой глади верхней панели и надпись FREYA на фронте выглядят так, что не польстить Фрее нельзя. Но, боюсь, сейчас из меня всякая патетика польётся.

А справа – жииир! И лампы тут тебе в перфорированных оборочках, и светодиодами белыми (!) он те светит, и кнопочки у него металлические... В общем, подлецы американские постарались – по красоте, конечно, тут всё и тактильно – услада сплошная. И скупые мужские слезы завистников стопроцентно вам обеспечены. Поговаривают, что Freya может стать полированным через несколько лет, потому что вы его будете постоянно наглаживать.

Заднюю панель нужно показывать только крепким людям, иные могут не выдержать. Тут тебе пять входных разъемов (два из них балансные) и три выходных с балансным, разумеется. Традиционный для техники Schiit тумблер включения питания тоже на задней панели, рядом с сокетом сетевого кабеля.

Управление этим монстром очень простое – тремя кнопками и регулятором на передней панели. Переключение происходит циклично, один за другим, т.е. нельзя сразу перейти со второго входа на пятый, а нужно перебирать их по порядку. Пульт в комплекте тоже есть. Он маленький, плоский и смешной. И я его всё время теряю в диване.

Но самый кайф начинается, когда ты поворачиваешь регулятор громкости. У твоего обычного усилителя стоит переменный резистор, а у нормальных пацанов Freya – сложный, управляемый микропроцессором 128-ступенчатый аттенюатор с релейным переключением. И эти реле забавно потрескивают когда ты вращаешь ручку, изменяя количество тонкопленочных резисторов на пути прохождения сигнала. Зачем они нагородили этот огород? Дело в том, что такая конструкция не вносит искажений и дает для каждого канала сигналы идеально равного уровня. Аудиофилия-мама!

Да, давайте уже перейдем к звучанию. Большой плюс трех разных вариантов работы Фреи в том, что вы, переключая режим работы, дозируете степень окраски звука. В максимально прозрачном пассивном режиме вы практически исключаете Фрею из цепи, поэтому в большинстве случаев использовать правильнее его.

Переключаясь на транзисторный каскад, вы получаете совсем небольшое усиление и минимальную разницу в звуке, практически неуловимую – этот режим нужен для тех случаев, когда у вас длинные кабельные соединения. В целом, как в пассивном, так и в транзисторном режиме звук максимально нейтральный, сохраняющий почерк вашего источника.

Переключаясь же на лампу, вы получаете +6 дБ усиления и – волшебство! Что происходит с появлением ламп в цепи? На них вы получаете более широкую и объемную сцену, звук приобретает слегка V-образный почерк, жирнее и эффектнее прорисовывая басы и немного украшая высокие. И это всё реально делает звук красивее. Поймал себя на том, что в большинстве случаев предпочитаю слушать музыку именно на ламповом каскаде. Что лампа делает с живыми инструментами – это словами не передать, полнейший кайф!

Но есть одно но – не всякая музыка хороша на лампе и не всякий источник. Как вы знаете, я старый извращенец люблю кассеты, и вот слушать кассетную деку на лампе я не могу, потому что это патока в сахарной оболочке, абсолютный перебор для меня. Плюс, часто попадается какая-то музыка, которую совершенно не хочется слушать на лампе, и тогда пассивный режим – мастхэв.

Чем за всю эту годноту придется платить? В стойке ему нужно пространство, так как лампы выделяют много тепла, и еще из-за этого тумблера включения питания, к которому нужно тянуться на задней стенке. Ламповый каскад требует прогрева, и первые минут 20 после включения питания звук его не оптимальный, при этом оставлять предусилитель включенным всё время - не вариант, так как вы просто быстрее выработаете ресурс ламп.

Но когда всё прогрелось ты слышишь волшебство лампы. Заслушанная до дыр за многие годы Don't Let Me Down And Down Боуи обретает такую приятную голографичность в деталях, что улыбка просто не сходит с твоего лица. Композиция Coal Mine английской команды Syd Arthur на лампе звучит заметно более эмоционально, с таким приятным драйвом, что хочется слушать еще и еще... Но разве не это мы и хотим получать от нашей любимой музыки? В такие моменты становится совершенно не важно, какие там цифры написаны в технических характеристиках, ведь главное – получать такие эмоции.

Что в плюсах. Freya очень качественно собран, приятен в деталях и, появляясь в системе,становится чуть ли не самым большим её украшением. Он дарит возможность безболезненно входить в «ламповый клуб» и выходить из него нажатием одной кнопки. Плюс Freya остается одним из самых выгодных по цене ламповых предусилителей на сегодняшний день. А уж как Freya выглядит в темноте, вы и сами видите.