07 мая 2018

История легендарной Micro Seiki

Компания была основана в Токио в 1961 году как производитель высокоточных металлических деталей и изначально не была как-то связана аудиоиндустрией. Но в начале 70-х годов прошлого столетия что-то пошло не так и под брендом Micro Seiki начали появляться лучшие в мире* проигрыватели винила.

* – по мнению автора и большого количества поклонников марки во всем мире.

В то время как японские вертушки были известны во всем мире за высококлассный Direct Drive не каждая японская компания следовала этому пути. Micro обрела культовый статус благодаря необычным техническим решениям, таким как опорный диск на воздушном подшипнике, вакуумный прижим пластинки и вообще очень высокому качеству всей своей продукции. В лучшие свои годы ассортимент компании насчитывал 89 проигрывателей и 18 тонармов. Еще они производили много аксессуаров и других аудиотоваров, например MM и MC картриджи, MC-трансформаторы, электростатические наушники, усилитель и даже CD-проигрыватели.

Но к середине 90-х годов общее сужение рынка винила заставило сократить компанию, которая сосредоточилась исключительно на производстве high-end и референсных проигрывателей.

Компания столкнулась с финансовыми проблемами во второй половине 90-х годов, переехала в небольшие и более дешевые помещения в префектуре Сайтама за пределами Токио. В 1999 году компания прекратила производство вертушек и запасных частей для своих более старых продуктов, за исключением своей high-end модели SX-8000 и к этому времени стала в первую очередь точной инженерной мастерской и еще производила специализированное измерительное оборудование. Позже в том же году компания снова переехала в еще более скромные помещения, а в 2001 году Micro Seiki продала свой последний проигрыватель и закрыла магазин.

Знаковые модели проигрывателей

Настоящий прорыв компании, который возвел её в статус культовой произошел в 1976 году, когда они выпустили модель DDX-1000 (DQX-1000), положившую начало принципиально новой конструкции, которую до сих пор используют множество производителей hi-end проигрывателей. Уникальная конструкция со сменными базами позволяла одновременно устанавливать 3 тонарма и DDX-1000 сразу стал любимцем всех аудиожурналистов того времени, так как позволял легко устраивать сравнительные тесты тонармов, головок и т.п.

Среди прочего проигрыватель был оснащен очень мощным мотором с высоким крутящим моментом и возможностью отключения кварцевого контроля скорости нажатием одной кнопки. Однако, звучание этого проигрывателя не всегда было идеальным, поэтому ему требовалась очень хорошая изоляция. Из-за недостаточно крепкой затяжки баз возникали нежелательные резонансы довольно звонкой конструкции шасси и опорного диска.

В начале 80-х эти прямоприводные столы были заменены на гораздо более серьезные монстры серии RX с ременным приводом. Эти проигрыватели были (и являются до сих пор) совершенно в другой лиге по большинству параметров. Именно эту конструкцию копируют современные high-end производители.

Модульная конструкция и широкий спектр аксессуаров позволяют построить уникальную вертушку под себя. До сих пор владельцы этих аппаратов строят на их основе поразительной монструозности конструкции.

Серию RX отличают тяжелые литые столы с возможностью установки 4 любых тонармов, выносные моторы (которые можно крепить к столу), дополнительные диски, утяжеляющие шасси, четыре вида опорных дисков, в том числе с вакуумным прижимом пластинки, дополнительный высокоскоростной модуль, повышающий инерцию и без того тяжелого опорного диска и многое другое.

Я бы охарактеризовал эти Micro как надежные, универсальные, очень хорошо спроектированные и, без сомнения, ужасно дорогостоящие в сегодняшних деньгах. Только представье: тяжелый бронзовый опорный диск и герметичный подшипник создают легкое и бесшумное вращение, выносной мотор, цельнолитое шасси с саморегулирующимися металлическими опорами. Звучание этих проигрывателей с абсолютно черным глубоким фоном как у CD-проигрывателя, с минимальным шумом дорожек, высоким динамическим контрастом и стабильной скоростью.

Если вы когда-нибудь приобретете такой, это будет проигрыватель на всю жизнь.

Для таких проигрывателей выпускалось большое количество баз из алюминиевого сплава под любые типы тонармов. Например AX-1 со стандартным круглым отверстием, AX-2 c отверстием для тонармов SME и т.д. Также выпускались более тяжелые базы с литерой G (AX-1G) из сплава цинка/меди.

Среди "обычных" проигрывателей отдельно стоит упомянуть бестселлер BL-91 – высококлассный пассиковый проигрыватель, который стоил не так дорого как модели серии RX, но при этом обеспечивал высочайшее качество звучания и мог оснащаться любым тонармом на выбор.

Тонармы

MA-505 – бестселлер категории, хороший, очень удобный и относительно недорогой тонарм, позволяющий на лету менять VTF и VTA. Выпускался в нескольких версиях, MKIII был с возможностью смены S-образного рычага на прямой и жидкостным демпфированием.

Также была модифицированная версия, которая устанавливалась в базе на проигрыватели серии DD.

CF-1 – великолепный карбоновый тонарм с низкой эффективной массой для высокоподатливых картриджей. Также есть его более продвинутая версия MA-707 с регулировкой эффективной массы тонарма.

MAX-282 – топовый тонарм основанный на трехточечном гироскопическом держателе с максимально низким уровнем горизонтального и вертикального трения.

После правильной балансировки прижимная сила регулируется не противовесом, а прецизионной торсионной планкой. Тонарм имел 3 сменных рычага.

Хотя сегодня мы наблюдаем виниловый ренессанс и в последнее время появилось много высококлассных вертушек во всех сегментах у самых разных производителей, но им по прежнему тяжело бороться с такими overengineered устройствами как Micro Seiki, произведенные как минимум 30 лет тому назад.