25 мая 2020

Как русский эмигрант изменил индустрию звуко- и видеозаписи. История AMPEX

Ampex – один из самых известных производителей профессиональной аудио- и видеотехники в мире. Не изобретая главные свои технологии, в середине XX века они дважды перевернули весь аудиобизнес и видеоиндустрию, просто упорно работая и отлично делая свое дело.

Компания была основана в 1944 году в Калифорнии инженером-электриком и эмигрантом из России Александром Матвеевичем Понятовым. Первоначально компания занималась производством небольших электродвигателей, которые использовались в военных радарах.

Электромоторы военного назначения Ampex

Это все знают, но всё же: название AMPEX – это акроним, в котором первые буквы – это инициалы Понятова и EX – сокращение от англ. excellent, означающего превосходную степень.

Немецкий трофей

Когда в 1945 году война закончилась, Понятов начал искать новые сферы для своего бизнеса, так как спрос на «военные» электродвигатели падал. Но, к счастью, Германия потерпела поражение в войне, и союзники расхватали большинство немецких технологий и патентов.

Немецкий магнитофон Ton. S b1

Так некий Джон Маллин, находившийся в Корпусе связи армии США, привез с войны два немецких катушечника Magnetophon,  разработанных, кстати, компанией AEG. Маллин разобрал оба экземпляра и отправил их в США в 18 коробках, чтобы соответствовать американским требованиям к размеру сувениров. Также в этих коробках он переслал 50 катушек с новой ПВХ-пленкой с оксидным покрытием, разработанную компанией I.G. Farben (подразделение BASF).

Маллин с партнером начали активно демонстрировать эти невиданные девайсы представителям киноиндустрии и шоубизнеса. На одной из демонстраций присутствовал инженер Гарольд Линдсей, знакомый Понятова. В статье, написанной для журнала db, опубликованной в декабре 1977 года, Линдсей описывает, как он был удивлен и очарован технологией магнитной записи, которую демонстрировал Джек Маллин.

Модифицированный Маллином немецкий магнитофон

После демонстрации он связал Александра Понятова с Джеком Маллином. Оценив перспективность использования магнитной ленты, которая значительно упрощала и удешевляла запись и позволяла многократно перезаписывать носители, Понятов согласился с тем, что магнитофоны – это перспективный продукт.

В итоге Понятов попросил Гарольда Линдсея присоединиться к Ampex и работать с Мироном Столяровым над разработкой магнитофона Ampex. По предложению Джека Маллина они начали с разработки головки для воспроизведения. Нужно было превзойти те, что были установлены на оригинальных магнитофонах, так как они не были достаточно высококачественными.

Прототип воспроизводящей головки Ampex

Кросби и первенец Ampex

В то самое время легендарный певец Бинг Кросби и его помощники искали средства записи для своих радиошоу. Дело в том, что Кросби не любил прямые эфиры и хотел перейти на более расслабленный режим студийной записи, плюс вещательная корпорация требовала от него двух одинаковых эфиров в день (для восточного и западного побережья).

Джек Маллин демонстрирует модифицированные немецкие магнитофоны продюсеру шоу Бинга Кросби. Лето 1947 г.

В 1947 году Кросби заинтересовался немецким магнитофоном Маллина в качестве потенциального заменителя транскрипционных дисков и некоторое время использовал трофейный немецкий экземпляр и магнитные ленты. Однако этот вариант был в конечном итоге отброшен, потому что в стране было всего два таких магнитофона и не было запасных частей. Так что Кросби, конечно, был крайне заинтересован в разработке Ampex.

Бинг Кросби

К концу августа 1947 года разработка первого магнитофона (с участием Линдсей и Столярова) подходила к завершению и была запланирована демонстрация прототипа для Кросби. Инженеры Ampex внесли много улучшений в оригинальный дизайн немецкого магнитофона, но сохранили все его ключевые особенности.

Первый магнитофон Ampex Model 200A

И тут произошло несколько интересных вещей. Поскольку у Маллина было ограниченное количество немецких катушек, Ampex был сильно ограничен в тестировании. К счастью, через некоторое время два производителя ленты (Audio Devices и 3M) обратились к Ampex с просьбой протестировать их прототипы магнитных лент. Это решило проблему с тестовой лентой и улучшило её качество (равно как и продвинуло разработку первого образца Ampex).

Команда разработчиков Ampex 200

Незадолго до презентации в записывающей электронике прототипа возникла неполадка. Поэтому его пришлось демонстрировать только на воспроизведение, и так как на лентах Audio Devices и 3M не было нормальных записей, пришлось использовать катушки Джека Маллина.

К счастью, в прототипе Ampex использовалась та же скорость, что и на лентах Маллина, иначе воспроизведение было бы невозможным. И тут Ampex еще раз повезло: несмотря на то, что на демонстрации присутствовало много инженеров, никто из них не догадался попросить посмотреть, как происходит запись.

Джек Маллин с парой Ampex 200

Через несколько дней после демонстрации ребята из Crosby Enterprises обратились к Ampex с заказом на 20 экземпляров магнитофонов Ampex 200A, стоимостью 7 500 долларов каждый. Радиосеть CBS заказала машины Ampex для записи шоу Кросби и стала первой крупной сетью, которая регулярно транслировала записанные на магнитную ленту материалы.

Когда Ampex подписали контракт, у них не было собственных средств, а банки не захотели давать им кредиты на странную новую технологию. Однако Линдсей рассказывал, что как раз в тот момент прибыл конверт с голливудским почтовым штемпелем, внутри которого был чек на 50 000 долларов от Бинга Кросби без каких-либо условий. Это спасло компанию.

Несколько недель спустя, уже от ABC приходит заказ на 12 рекордеров, и за ними последовали другие звукозаписывающие и радиовещательные компании. Всего было построено 112 Ampex 200A. Так магнитофоны Ampex стали рабочими лошадками в радиовещательной и звукозаписывающей отраслях.

Ampex 200 сразу стал хитом среди радиовещателей и студий звукозаписи. Магнитофоны Ampex разных моделей быстро разлетелись по всему миру, и, кстати, многие аппараты Ampex, сделанные в начале 1950-х годов, все еще используются сегодня.

Контроль качества на фабрике Ampex

Появление Ampex 200 стало революционным изменением для индустрии вещания, обеспечивая заметно лучшее качество звука, чем транскрипционные диски, широко применяемые для записи радиоэфира в то время. Магнитофоны были более просты в эксплуатации и использовали носитель записи (магнитную ленту), который можно стирать и повторно использовать много раз.

Кстати, Лес Пол, друг Кросби и постоянный гость его шоу, получил ранний образец Ampex 200A от Кросби. Используя этот аппарат, Лес Пол изобрел технологию наложения записи. Он поместил дополнительную головку воспроизведения, расположенную перед основным блоком головок стирания, записи и воспроизведения. Это позволило Полу сыграть одновременно с ранее записанным треком, оба из которых сводились вместе в новый трек.

В 1950-е годы Ampex наладили выпуск одно- и двухдорожечных рекордеров, работающих на магнитной ленте формата ¼ дюйма (6,35 мм). Затем появились трёх- и четырёхдорожечные модели, работающие на ленте формата ½ дюйма (12,7 мм).

В 1952 году к Ampex обратился кинопродюсер Майк Тодд (кстати, он был одним из восьми мужей Элизабет Тейлор), который хотел разработать высококачественную звуковую систему для кино с использованием звука, записанного на магнитной ленте. Результатом этой совместной работы стал формат Todd-AO, за участие в разработке которого в 1960 году Американская киноакадемия наградила Ampex Оскаром.

Майк Тодд

Видеоэра

Поскольку магнитофоны Ampex стали стандартом отрасли, их продажи финансировали создание следующего крупного продукта для Ampex – видеорекордера. Компания представила свой видеомагнитофон VTR-1000 в 1955 году и включила в наш словарь слово видеолента. Кстати, разработке этого видеомагнитофона участвовал Рэй Долби.

Команда разработчиков у VTR-1000. Рэй Долби третий слева

Как и в случае с аудиозаписью, компания не была изобретателем технологии видеозаписи, но ее машины включали ключевые улучшения и стали стандартом в телевизионных студиях на долгие годы. Главным из них стал способ наклонно-строчной видеозаписи на 2-дюймовую ленту четырьмя вращающимися головками. За создание видеомагнитофона VTR-1000 в 1957 году Ampex была удостоена премии Emmy.

В 1959 году Ampex покупает компанию Orradio Industries, производившую магнитную ленту, ставшую впоследствии Ampex Magnetic Tape Division. Это сделало Ampex изготовителем полного цикла. И к началу 60-х продукция Ampex была одной из самых востребованных по всему миру с ассортиментом профессиональных и потребительских магнитофонов и магнитных лент к ним.

В середине 1960-х годов Ampex разработала систему HS-100 для записи замедленного движения в спортивных трансляциях на магнитных дисках, так как считалось, что лента не будет достаточно долговечной для этого. Позже концепция записи на магнитные диски нашла различные применения во многих отраслях, как мы знаем.

Ampex всегда крайне активно занимались инновационными технологиями. Так, В 1962 году они представили рекордер VR-1500, специально разработанный для применения в видеосистемах с замкнутым контуром (CCTV). Со стоимостью 12 000 долларов, он был относительно доступным и мог записывать пять часов на одну ленту.

В 1963 году Ampex представила систему EDITEC, которая позволяла осуществлять покадровое редактирование ленты. В 1970 году была выпущена Terabit Memory – цифровая система хранения данных большой емкости, использующая технологию видеозаписи.

VR-2000 Editec

В течение 1966–1967 годов рекордеры Ampex FR-900 использовались для видеозаписи первых изображений Земли с Лунной орбиты в рамках программы Lunar Orbiter.

Станция слежения NASA Голдстоун. VR-900 (слева) ведет запись видеоизображения, пара FR-1400 (справа) записывают данные.

Первое изображение Земли с Лунной орбиты, записанное на Ampex.

Студийный стандарт

В 1966 году по заказу нью-йоркской Mirasound Studios Ampex построила свой первый 16-дорожечный рекордер AG-1000. Через год году Ampex представила MM-1000 (MM от Master Maker), ставший первым в мире профессиональным 16-дорожечным магнитофоном, запущенным в серийное производство. Оба использовали 2-дюймовую ленту, использовавшуюся в видеомагнитофонах.

MM-1000 быстро стал легендарным благодаря своей невероятной гибкости, надежности и превосходному качеству звука. Это привело индустрию аудиозаписи к «золотому веку» широкоформатных аналоговых многодорожечных рекордеров, продлившегося до середины 1990-х годов.

С 1969 года магнитофоны Ampex имели уже 24 дорожки (хотя первый 24-дорожечный рекордер сделали в MCI в 1968 году). В дополнение к этому, введение временного кода SMPTE позволило студиям работать на нескольких машинах с идеальной синхронизацией, что сделало количество доступных дорожек практически неограниченным.

К концу 1970-х годов Ampex столкнулся с жесткой конкуренцией со стороны Studer и японских производителей Otari и Sony (которая приобрела MCI в 1982 году). В 1979 году Ampex представила свой самый совершенный 24-дорожечный рекордер ATR-124. Многие считали его лучшей машиной в своем роде.

ATR-124 был очень прочно сконструирован и обладал выдающимися звуковыми характеристиками, которые практически превосходили первые цифровые записывающие машины. Однако продажи ATR-124 были крайне низкими из-за очень высокой цены – 62 500 долларов. В итоге удалось продать только 62 экземпляра ATR-124. После этой неудачи в 1983 году Ampex полностью покинул рынок профессиональных аудиомагнитофонов.

В последующие годы компания неоднократно перепродавалась и больше занималась телерадиовещательным сегментом. В начале 1990-х Ampex сместили акцент с аналоговой видеозаписи на цифровую и стали заниматься оборудованием для хранения цифровых данных.

Александр Понятов в 1970 году вышел в отставку, сохранив должность почетного председателя. Через 10 лет, 24 октября 1980 года, на 89-м году жизни он скончался.

Сегодня в бывшей материнской компании Ampex Corporation больше нет сотрудников. В период с 30 марта 2008 года по октябрь того же года Ampex Corporation реорганизовалась и в октябре 2014 года лишилась оставшихся предприятий.