04 декабря 2020

Больше не портативный. Новейший плеер Astell&Kern A&futura SE200

🎥 Видеоверсия здесь

Вслед за младшим A&norma корейская компания Astell & Kern обновила свою «среднюю» линейку A&futura плеером SE200. И я очень ждал этот новый девайс, потому что чуть больше года назад у меня был SE100, который мне очень понравился. Это реально был суперплеер, да, довольно недешевый для портативного устройства, но он настолько крутой, что я ему был готов простить все.

Но вот на дворе конец 2020 года, и я держу в руках совершено новый SE200, который идеологически находится ровно там же, где SE100, но фактически он кардинально отличается почти во всем, и он невероятно, невероятно крутой, я реально не ожидал, что он окажется настолько круче и без того классного SE100. Однако я не могу сказать, что он во всем лучше. Не во всем, к сожалению, и есть как минимум одна вещь, которая меня в нем просто обескуражила, но к этому мы еще придем.

А тем временем, не успев выйти, этот крупный футуристичный кирпич, больше похожий на осколок какого-то неведомого космического минерала, успел получить от What Hi-Fi? награду лучшего портативного плеера дороже 1000 фунтов. И вот, хотя за последний год появилось много классных портативных устройств (рынок этот очень неплохо прогрессирует год от года, согласитесь, в отличие от стационарных цифровых плееров), A&K продолжают задавать стандарты для всего сегмента.

Интересно, что при разработке SE200 корейцы поставили себе задачу «сделать устройство, которое никто не сможет скопировать». И в самом деле: уровень обработки металла у них – ну просто чумовой. Кажется, что детали здесь в микронах прямо выровнены.

Дело в том, что корпуса эти корейцы делают на безвибрационных станках – точно таких же, которые используются при производстве дорогущих швейцарских часов. Возможно, именно поэтому тактильно Astell&Kern такие классные.

Как видите, в дизайне корейцы продолжают гнуть свою линию и бесить хейтеров острыми гранями своих недешевых устройств. Знаю, что многих это бомбит, но лично я этому дизайну очень симпатизирую, мне как раз эта угловатость очень близка – он дерзкий, не косит ни подо что и поэтому крутой. Конечно, все это – дело вкуса, но мое отношение к этим острым граням самое положительное.

Интересно, что они изменили заднюю крышку – теперь она из керамики, а не из стекла. Для его производства были разработаны новые технологии точного формования глянцевого керамического покрытия, включающего семь отдельных процессов! В итоге это все не только круто выглядит, но и положительно сказалось на качестве беспроводной связи устройства.

Но, конечно, внешнее совсем не главное в этом плеере. Вся крутизна его спрятана внутри, но совсем спрятать такое невозможно, и монстр все-таки торчит наружу аж четырьмя (!) выходными разъемами для наушников, размещенными на верхней панели (тоже керамической, кстати).

А все потому, что SE200 – первый в мире цифровой аудиоплеер с мульти-ЦАП! Теперь не нужно разрываться между Asahi Kasei и ESS, ведь от первых здесь стоит флагманский AK4499EQ, как в топовом SP2000, и еще новейший чип от ESS – ES9068AS в сдвоенной конфигурации. Невероятно – у меня на ладони сейчас сгусток самых новых, самых крутых аудиофильских технологий.

Причем, эти два ЦАПа (на трех чипах) – только верхушка айсберга, ребята. Приготовьтесь, сейчас пойдет самая махровейшая аудофилия, какой мы её любим. В SE200 используется не один общий усилитель, а сразу четыре! Четыре усилителя!!!

Во-первых, от каждого ЦАПа сигналы делятся надвое и идут независимыми потоками, не мешающими друг другу – балансным и небалансным, т.е. всего четыре независимых потока, каждый из которых попадет на свой усилитель. И, как вы понимаете, все четыре усилителя разные, разработанные индивидуально под чип и под свой тип потока. Чума! Парни, ну это действительно очень круто даже в плане самой идеи, ведь вы получаете невиданную для портатива гибкость и уровень качества.

Ну как портатива? Портативом это уже можно называть достаточно условно, потому что плееры A&K позволяют использовать себя как внешний ЦАП для чего угодно: хочешь – цепляй его к компьютеру как внешний ЦАП/усилитель для наушников и слушай за рабочим столом. Эта штука не только не занимает места на столе по сравнению с настольными решениями, но и очень неплохо тянет мои LCD-2 c импедансом 70 Ом, а про 20-омные LCD-X и LCD-XC я вообще молчу. Ну, а по уровню звука, ребята, SE200 может унизить очень, очень многое, но до этого мы еще дойдем, я хочу отдельно на этом остановиться.

Кроме того, вы можете переключить любой его выход в режим линейного и даже выбрать ему выходной вольтаж. Заказывайте хороший аудиофильский кабель с балансного мини-джека на XLR и получайте балансный цифровой источник для большой системы. Парни, – балансный цифровой источник на флагманском AK4499EQ! Это реально бомба, ему бы еще какой-то стационарный кредл придумать, чтобы он там еще и заряжался, и будет вообще супер.

Но, конечно, в портативном варианте, вы получите максимум наслаждения, потому что в путешествии, на ходу, в дороге у вас оказывается настолько качественный звук, что вы просто не сможете оставаться равнодушными. В портативном режиме я его слушал как со своими затычками Sennheiser IE800, топами с динамическими драйверами, и с очень классными топовыми внутриканальниками Meze Rai Penta, 5-драйверными гибридами с 1 динамическим и 4 арматурами внутри. Великолепные наушники, нисколько не уступающие флагманским Зеннхам, а во многом их превосходящие (например, по качеству посадки и благодаря возможности менять кабели). И вот их я как раз слушал, подключая по балансу.

Ну, вот и настало время рассказать про то, что же меня так бомбит в этом, кажущемся почти идеальным, девайсе.

Вы должны понимать, что это крупная штука, и эргономически этот корпус (как и SE100) больше заточен под левую руку из-за управляющих кнопок на левой грани устройства: здесь вы можете включать экран и управлять воспроизведением. Колесо громкости находится на правой грани, и в SE100 ты можешь легко дотянуться указательным пальцем и крутануть его.

Что они сделали в SE200: они устроили там изящнейший изгиб, демонстрируя новые высоты металлообработки, и теперь если ты тянешься указательным пальцем левой руки, то все, что ты сможешь сделать, это нащупать этот самый изгиб, прикрывающий колесо. Нет, ну справедливости ради стоит отметить, что если у тебя ловкие пальцы, то, наверное, ты сможешь как-то изловчиться и крутануть его, и даже у меня это иногда получается. Но это какое-то наказание.

У SE100 это колесо было с такой крутой грубой насечкой, что, вероятно, оно вращалось от любого прикосновения, и безболезненно в карман его было сложно опустить, вероятно, поэтому в SE200 они сняли фаску с ребра колеса, и теперь даже с фасада, прицельно нажимая пальцем, это колесо не всегда удается прокрутить. Палец теперь просто проскальзывает на нем.

Конечно, я утрирую, но в целом это недалеко от правды – вам нужно достаточно уверенно давить на это колесо, чтобы четко регулировать громкость. Что вкупе со стоимостью, заметно дороже 100 тысяч рублей, может расстраивать. Да, я, конечно, придираюсь и накручиваю, но имею право, это не за 5 тысяч штука. Зато да, теперь вокруг кольца у вас – свечение всех цветов в зависимости от частоты дискретизации.

Опущу рассказ о том, что оболочка A&K максимально наглядна и удобна, у меня к ней никогда вопросов не было, это всё, разумеется, работает быстро и в будничном режиме не грузит вас сложностью, при этом здесь в недрах есть куча всего, что можно настраивать, и если вы в этом понимаете, то легко доберетесь и настроите, а если вам нужно пользоваться этим на уровне домохозяйки, то SE200 не отпугивает людей, с трудом общающихся с гаджетами, потому что все базовые функции находятся под рукой и глубоко не спрятаны.

Одна только вещь в интерфейсе A&K, которую я не перестаю ругать, – это изоляция стриминговых сервисов. Т.е., чтобы пользоваться, скажем, Tidal, вы в главном меню выбираете отдельную прогу и в ней уже слушаете стриминг, а всё, что у вас на карте памяти, по сути, отдельным плеером воспроизводится, со своим интерфейсом (и это он как раз основной). И хотя интерфейсы очень похожи, вы чувствуете вот эту сегрегацию твоего файлового архива и стриминга. Не знаю, возможно, кому-то так удобнее, но я бы хотел большей интеграции, когда тебе не важно – со стриминга сейчас трек или с файлового хранилища.

Ладно, никак не могу начать рассказывать про звук. И, ребята, это что-то! Корейцы, на мой взгляд, прыгнули выше головы. Звук SE200, на мой вкус, абсолютно безупречен. Когда ты слушаешь портатив, то почти всегда держишь в голове, что это не стационарная система, и делаешь какую-то скидку всему этому, ну, потому что дороговато для такого качества, но ты ведь платишь за возможность передвигаться со всем этим, поэтому прощаешь то, что за эти деньги стационар звучал бы интереснее…

Но не здесь – и это потрясающе! При достаточно высокой цене эта штука способна по качеству звука тягаться с хорошим стационаром. SE200 звучит великолепно даже для крупного устройства (которое нельзя положить в карман) в такие же деньги. Я не шучу, SE200 находится в той же лиге стационарных устройств, которые можно купить за ту же сумму!

Звук его настолько четко сбалансирован, что мне совершенно не в чем его упрекнуть, даже придираясь. Во-первых, это очень высокое качество проработки фонограммы: он очень детальный, поразительно внимательный к мелочам и тонкостям. Когда я первый раз его включил, эффект был такой, что у меня мурашки пошли от качества, прямо вау!

Звук его великолепно сбалансирован: ничего не выпячивается, ничто не давит, при этом середина чистейшая, очень много воздуха, очень круто прорабатывается именно пространство, звук настолько естественный, настолько живой, что тебя просто не может это не впечатлить.

Очень нравится то, что в этом звуке сочетание разных его качеств пропорционально выверено именно под мои предпочтения. Но всегда, в любом устройстве, даже самом крутом, есть что-то, что бы тебе захотелось подкрутить, или, скажем, какой-то жанр определенный может звучать не так, как ты любишь, ну просто не бывает идеальных вещей, да.

Но задавая себе вопросы: Хочу я больше деталей? Хочу ли я что-то изменить тембрально? Поменять характер? Скорость? Динамику? Везде будет ответ «нет». Это странно и подозрительно, но вот в этом маленьком кирпиче собрался идеальный для моих ушей «компот» из детализации, нейтралитета общего характера и потрясающей воздушности на любой музыке, какую бы я ни слушал.

Вы сможете наслаждаться хорошими лайвами, вроде депешовского Live in Berlin – полный эффект присутствия, четко строится панорама: вокал, окружающая его сцена, и вот эта потрясающая масса людей вокруг тебя – кайф полнейший!

Да, на самом деле всё можно с него слушать, он умеет и расслабленно играть и бодро. Но теперь еще одно замечание – это всё я рассказываю о звуке из вот этих двух выходов, которые отправляют вам звук с чипа Asahi Kasei. Не зря они здесь даже выделены немного – это действительно главные выходы устройства.

Те, что рядом, ведут от сдвоенного ES9068AS, и это все-таки, как ни крути, ЦАП более низкого уровня, при прямом сравнении у него нет такой же утонченности, чистоты и безупречности звука. Нет вот этого “вау!”, хотя он очень неплохой сам по себе и позволяет получить несколько более сглаженный звук по сравнению с ЦАПом на АК.

Вот, кстати, удивительно, но АК звучит более детально, чем ESS, хотя, например, ESS более сконцентрирован на «медяшках» в треке Kraftwerk Trans-Europe Express и показывает их ярче, хотя в остальном звук более гладкий и заметно менее динамичный. Переключаешься на вход с АК – и тут тебе снова – вааау! Выключать не хочется, божественно звучит: столько драйва, панча, динамики, деталей, и все это в идеальных пропорциях. Парни, я реально рукоплещу без шуток и без притягиваний за уши.

Что хочу сказать в итоге? Это реально высококлассное устройство, которое, несмотря на очевидный эргономический казус с регулятором (почему я говорю казус, а не косяк – ну просто потому что я реально не представляю, как сделать лучше) и так не хватающей мне более тесной интеграции Tidal, все-таки является, наверное, эталонным устройством в своем классе, обеспечивающим выдающиеся звуковые характеристики (на мой вкус конечно) в упаковке высочайшего качества.

Причем, номинально являясь довольно недешевой штукой, стоимостью под полторы сотни тысяч рублей, SE200 оказывается не только и не столько портативным плеером. Нет, это, ребята, больше не портативный плеер в чистом виде. Это уже вещь такого уровня, что я бы назвал её скорее многофункциональным цифровым компонентом, который к тому же можно носить с собой.

И если смотреть на него с этой точки зрения, то это девайс, стоимостью, как любой другой компонент, которой бы вы могли купить для своей стационарной системы, просто он в ультракомпактном формате. Но по большому счету не важно, как вы планируете его использовать. Важно то, что вы сможете получить из него звук, от которого у вас в голове неизменно будет возникать: «Вау!»

Тестовые наушники

Внутриканальные: Meze Rai Penta, Sennheiser IE800 :: Полноразмерные: Audeze LCD-2, Audeze LCD-X, Audeze LCD-XC, AKG K271 MKII ::