08 декабря 2020

Идеальные напольники? Monitor Audio Gold 200

🎥 Видеоверсия здесь

Некоторое время назад я обнаружил, что практически не имел дела с напольниками Monitor Audio (ну, кроме премьеры Bronze 200), хотя прошелся по большинству полочников. В связи с чем выразил ноту протеста представительству компании, после чего мне в ответ были посланы... две большие коробки.

Надпись на них многообещающе гласила Gold 200, а это значит, что ко мне приехали младшие напольники знаменитой «золотой» серии компании из Рейли. Это колонки среднего размера, в очень качественном корпусе без видимых швов со скруглёнными углами и кожаной вставкой сверху.

Сам корпус отделан шпоном, у меня расцветка, которая называется Dark Walnut, и, хотя по картинкам на сайте она меня не впечатлила, живьем, ребята, она очень классно смотрится. Шпон матовый, и в жизни он заметно темнее, чем англичане его фотошопят на своих картинках, так что в квартире они смотрятся заметно богаче, чем на официальном сайте.

И приятные детали. Внизу здесь очень массивные выносные ножки с шипами. Кажется, они могут держать что-то куда более крупное, чем этот напольник. И вид с ними, конечно, крутой и серьёзный.

Плюс сзади на клеммах вы не найдете железные перемычки. Здесь они из очень хорошего кабеля, которым сделана разводка внутри колонок. Вот сразу чувствуете, какое отношение к тебе, да? Но я все равно сменил их на Nordost, потому что эти перемычки в сочетании с моим акустическим Frey 2 непобедимы.

Что отличает большинство колонок Monitor Audio – вы не увидите на фасаде крепежных винтов у драйверов. И это не потому, что их спрятали за какой-то панелью, нет. Динамики здесь действительно не прикручены к фасаду. Каждый из них стягивается с корпусом единственным длинным винтом, который пронизывает всю колонку от задней стенки до магнитной системы драйвера и крепится уже там.

Это довольно элегантное решение не только косметически облагораживает колонки, но и помогает сделать корпус жестче. Если посмотреть сзади, то мы увидим три черных шляпки этих крепежных винтов. Производитель рекомендует активным пользователям раз в год проверять затяжку – и прикладывает ключ. Но затянуто должно быть совсем несильно, а так, как надо! Напоминает струны у гитары? Вот и мне тоже…

Что любопытно – в серии Gold англичане используют динамики с технологиями флагманской серии Platinum. И, кстати, если вы не знаете, то полочники из этой линейки Gold 100 получили в прошлом году награду EISA в номинации лучшие полочные колонки в мире.

Напольники, конечно, отличаются от тех полочников. Помимо, собственно, размера корпуса, внутри здесь всё совсем по-другому. Да, тут можно увидеть такие же, как и у полочников, длинноходные низкочастотные драйверы с диффузором RDT II. Собственно, и диффузоры серии Platinum выглядят точно так же.

Эти драйверы – удобный случай потроллить любителей винтажных колонок, которые почему-то считают, что вот «тогда» делали «настоящий» звук, а сейчас разучились. Не разучились, а наоборот, – развили те идеи и реализовали их в сто раз круче.

Сейчас включается познавательная часть нашего блога с историей о том, что в далекие и, конечно, «святые» аудиофильские 80-е появились классные сотовые диффузоры – легкие и прочные, с невиданными для бумаги характеристиками. Все мы помним эти динамики с плоскими диффузорами, в которых просвечивались соты. И у меня даже есть парочка колонок с такими драйверами. Здесь сэндвич, в центре которого сотовая структура. Но только сделано это из того, что было доступно тогда: из пластика и фольги.

«Сотовый» драйвер Technics начала 1980-х. Видны соты на срезе диффузора.

Теперь давайте вернемся к конструкции диффузора RDTII – это сэндвич из сложно спрофилированного аэрокосмического сплава алюминия, магния и керамики C-CAM на фасаде и углеволокна сзади, между которыми находится сотовая структура из материала Nomex.Абсолютно та же самая идея, но воплощенная на немыслимом для прошлого века уровне.

Драйвер Monitor Audio Gold. Карбоновая обратная сторона диффузора.

Во-первых, сам этот сплав С-CAM – из него делают лопасти в реактивных двигателях. Это вам не колонки, там действительно жизненно необходим легкий и негнущийся материал, способный быстро двигаться. В престарелых колонках же вы в лучшем случае найдете какой-то полимер или пластик.

Центральным слоем идет материал Nomex, и он чуть ли не круче C-CAM, его используют много где: в костюмах пожарных, автогонках, скафандрах для выхода в открытый космос и вообще в космических спутниках NASA. В престарелых колонках Nomex вы, конечно, не найдете. Там банальная фольга.

Последним слоем в диффузоре Monitor Audio идет плетеное углеволокно, т.е. карбон. Думаю, никому не нужно рассказывать, что это. Этот прекрасный материал невероятно прочный, легкий и, вдобавок, отличный демпфер. И опять же – в старых колонках вы на его месте обнаружите что-то вроде... фольги.

Ребята, вы только представьте, сколько всего высокотехнологичного и даже космического в банальном гражданском динамике! С ума сойти! И я даже не говорю о несравнимом качестве корзин, о неодимовых магнитах и современной точности компьютерного моделирования. И всё это нужно для того, чтобы попытаться сделать идеальный драйвер.

А какой он, этот идеальный драйвер? Идеальный драйвер: а) с максимально легким диффузором – это нужно, чтобы он мог быстро начинать двигаться и затем мгновенно останавливаться.

И RDTII именно такой, потому что этот сэндвич невероятно легкий. Но многие скажут, ладно, престарелый полиэтелен с фольгой – это не то, конечно, но бумага тоже легкая... да, так и есть, бумага легкая. И тут нужно сказать, что есть еще пункт б) – идеальный диффузор должен быть прочным, чтобы во время движения он не менял свою геометрию и, следовательно, не вносил искажений.

Та же бумага не может, как вы понимаете, с этим справиться на том же уровне, что сэндвич RDTII,который при всей своей легкости оказывается в 150 раз прочнее традиционных диффузоров. Многие бумагу пытаются армировать разными способами, но, как гласит древняя кельтская поговорка, «сколько ты бумагу ни армируй, С-CAMом она не станет».

Я не хочу сказать, что бумага — это прямо плохо, нет, конечно. Бумагой столько всего полезного можно делать, а уж оригами какие красивые получаются... Шучу, конечно. Бумага – это какой-то свой почерк, характер, многие его ценят и любят, но если говорить о точности звучания, то это не к бумаге, уж извините.

Но давайте от абстракций вернемся к нашим конкретным динамикам и посмотрим, как они на самом деле работают со всем этим. Здесь два вуфера диаметром 165 мм, и работают они исключительно на низкие частоты в диапазоне от 35 до 650 Гц. Кстати, и фазоинвертора тут тоже два. В полочниках Gold 100 драйвер один и работает он в диапазоне от 40 до 2500 Гц. Чувствуете разницу?

Дальше еще интереснее – СЧ/ВЧ динамики работают в закрытом объеме и объединены в один модуль. В нем небольшой среднечастотник диаметром 6.4 cм с таким же аэрокосмическим диффузором из C-CAM, и объединен он с ленточным твиттером MPD. Такой твиттер, к слову, ставят только в серию Gold и Platinum. Кроссовер делит частоты между этими драйверами на рубеже 3,5 кГц.

Этот закрытый модуль в корпусе из литого алюминия решает задачу максимального снижения влияния процессов, происходящих в объёме колонки, на воспроизведение высоких и средних частот. Диффузоры НЧ динамиков ходят себе туда и обратно и никак не влияют на аккуратность средних. И кстати, они потрудились сделать специальный 6.4 см динамик для средних, в том числе для того, чтобы его центр был поближе к твиттеру, таким образом приблизив всю конструкцию к точечному излучателю. Исследования показали, что именно 6.4 см – оптимальный размер.

Благодаря твиттеру MPD (Micro Pleated Diafragm), все «Голды» очень и очень хороши на верхах. Внутри там очень тонкая мембрана, сложенная гармошкой, которая, двигаясь, как её меха, создает крайне быстрый, живой и насыщенный деталями звук. Если не слушать Platinum, то можно сказать, что прямо идеальный верх в исполнении этих колонок.

Часто сталкиваюсь с предубеждением, что драйверы из металла – это холодный, жесткий звук. И вот Gold 200 как раз отлично развеивают этот миф. Эти колонки при всей своей относительной нейтральности я бы даже назвал слегка теплыми по звуку.

Они в себе удачно сочетают комфортность подачи с большим количеством деталей. Это такие «добрые» аналитичные колонки, которые не распиливают тебя звуком, но достаточно щепетильно относятся к фонограмме. В первую очередь это сказывается на естественности звучания, и вы это сразу, с первых секунд ощущаете на «Голдах».

Пластичность ленточного твиттера, плюс детальность этих сверхточных диффузоров при поддержке двух приличных вуферов дает, с одной стороны, достаточно мягкий и пластичный звук, но он при этом энергичный, и в нем всегда есть эта массивная низкочастотная поддержка, за которую мы любим напольные колонки.

Это не значит, что они басят, как сумасшедшие. Они могут, конечно, но если говорить о какой-то прилично записанной музыке, как, например, блюзовой вещи Angel of Sorrow, Джона Кэмпбелла, то вы получаете более богатый, насыщенный голос, вы хорошо чувствуете его силу, и это очень эффектно, конечно. Даже при том, что ударные там совершенно субтильную роль играют, но именно благодаря поддержке этих вуферов вы получаете внизу какую-то естественность, вы не чувствуете, что колонкам тяжело, наоборот, все с необычайной легкостью всегда из этих англичан исходит. И это всё по-настоящему приятно слушать!

Единственное, что если я что-то действительно насыщенное низами слушаю, то выдвигаю колонки поближе на себя. Ну, это даже не столько особенности моего помещения (хотя и это тоже), практически любые напольники с фазоинверторами сзади лучше держать от стены подальше, а здесь фазоинвертора два, и они могут дуть вам – будь здоров.

В этих колонках особенно красивая середина, поэтому они, кажется, все мейнстримовое подают с неким благородством что ли, даже любая простая музыка оказывается какой-то вот элегантной, увлекательной. Не знаю, что именно, но есть в этом звуке какая-то порода – не особо они что-то красят, довольно ровные, но красиво, черт побери, поют и всё. Заслушался вот на них Arlo Parks, еле оторвали.

А уж если вы вдруг вспомнили, что давно не расслаблялись под такой прекрасный стиль, как Ultra-Technical Brutal Death Metal, ну например, в исполнении канадского ВИА Archspire, которых многие называют «быстрейшая банда в мире», то Monitor Audio Gold 200 – это прекраснейший за свои деньги инструмент для того, чтобы вы в полной мере смогли оценить техничность этих милых канадских джентльменов.

Если серьезно, то это как раз довольно неплохие колонки для всего такого – они достаточно быстрые и «мясные» при этом. По ним вот так и не скажешь, а оказывается, они могут быть настоящими зверюгами. Динамики не захлебываются, и все эти сверхтехничные запилы всегда прямо «попиксельно» отлетают.

В общем, что хочу сказать об этих колонках: они такие же крутые, как их более титулованные полочники Gold 100, только лучше. Когда я описывал свои впечатления о Gold 100, я в заключении сказал, что они избавлены от того, чего мы боимся больше всего – плохого звучания. В этих колонках все то же самое: есть тот же Liquid Sound, такая же приятная пластичность, но при этом они еще более эмоциональны. Поэтому, если вы ищите хорошую пару к классному усилителю, – Gold 200 прекрасные универсальные колонки, способные надолго приковать вас к себе.

Тестовый сетап

Предварительный усилитель / ЦАП: Hegel HD30 :: Усилитель мощности: Parasound A23 :: Проигрыватель винила: Micro Seiki RX-1500 + SAEC WE-308Ld + ZYX R-100 Fuji L :: Фонокорректор: Luxman E-200 :: Цифровой проигрыватель: Fidata HFAS1 :: Кабели: межблочные, акустические и сетевые Nordost Frey 2, Ethernet – Ansuz D2 ::