13 октября 2019

Лучшая в мире вертушка: Micro Seiki RX-1500

Конечно, я опять наврал в заголовке чтобы заманить вас сюда. Сегодня 23 сентября 2019 года, мне исполнилось 42 и я на 20 лет старше Яндекса, которому сегодня исполнилось лишь 22. Я никак не перестану чувствовать себя 20-летним. Я 42-летний мальчик, который до сих пор любит свои игрушки. И сегодня я расскажу о самой любимой – вертушке Micro Seiki RX-1500, которая со мной более шести лет.

Конечно, эту тяжеленную махину сложно назвать игрушкой, но ничем другим она не является. Это сплошное концентрированное наслаждение, которое никогда не окупит вложенные в неё деньги и с которой я ни за что не хочу расставаться. Я смотрю на неё каждый день и у меня не укладывается в голове как эти ископаемые аналоговые японцы смогли произвести ЭТО в далеком 1983-м задав такие высокие стандарты, до которых современные производители до сих пор дотягиваются с трудом.

Лично меня она не перестает поражать сочетанием простых и сложных решений выполненных с абсолютной механической точностью. В ней гигантомания и избыточность каким-то невообразимым образом уживаются с чистотой и элегантностью и в итоге соединяются в нечто практически безупречное, абсолютно простое и понятное.

Micro Seiki RX-1500 является прародительницей всех вертушек подобной конструкции всего сегмента хай энд. Именно Micro Seiki придумали так навешивать базы для тонармов и этот принцип до сих пор используют многие производители самого верхнего сегмента. И именно 1500-я серия стала основой и отправной точкой для самых крутых вертушек компании.

Кстати, почитайте Историю Micro Seiki и прослезитесь, если еще не читали.

Что касается меня, то я совершенно не планировал заводить себе такого монстра (как это обычно и бывает) и когда пришло время купить более-менее серьезную вертушку, то я смотрел в строну BL-91, но, по воле случая, у меня пред глазами оказалась RX-1500 и всё, я не смог без неё жить.

По большому счету она задает стандарты во всей моей системе, ведь именно под неё я стал подтягивать весь остальной свой тракт и которому до сих пор есть куда расти чтобы добраться до уровня этого японского монстра.

Как я уже сказал, серию RX начали производить в 1983 году. Её отличает монументальная и неубиваемая конструкция, ременный привод с возможностью выноса мотора и четыре посадочных места для установки любых тонармов.

Развитая модульная конструкция позволяет собрать себе любую комплектацию от самой «простой» с алюминиевым опорным диском, до супермонстра с бронзовым диском, вакуумным прижимом пластинки, дополнительным утяжеляющим стабилизатором стола и внешним высокоскоростным инерционным модулем.

У меня средняя комплектация без вакуумного прижима, но с тяжелым бронзовым диском весом 8 кг. Вес имеет значение и этот диск может похвастаться моментом инерции 1360 кг·см², что практически исключает нестабильность вращения.

Общий вес вертушки более 21 кг. Сочетание такого веса и качественных регулируемых по жесткости опор позволяет размещать её даже на не очень жесткой поверхности (какой и является моя стойка) – японский монолит не реагирует даже на довольно приличные похлопывания по стойке и совершенно не передает вибрации на картридж. Эксперименты с прыжками вокруг, прижимом колонки к стойке и прочие аудиофильские безбожества не приводят хоть к какому-то негативному эффекту. Micro Seiki как старая черепаха не хочет замечать ничего вокруг.

У RX-1500 большой «творческий потенциал» – вы можете нагородить практически все, что угодно на этот стол. Лично я сменил на нем четыре тонарма и кучу картриджей и фонокорректоров. Хотя я не использую вертушку на все 100%, меня не отпускают мысли о том, что можно в ней что-нибудь улучшить. Последнее, что я решил – полностью сменить свою стойку ради того, чтобы можно было разнести мотор со столом.

Но у всей этой красоты есть пара существенных минусов. Первый – это сам бронзовый диск. Со временем он заляпывается и его невозможно оттереть ничем, кроме как пастой ГОИ и это прямо целое дело чуть-ли не на полдня. Конечно же у меня он вечно заляпан. Второй – любой апгрейд обязательно выльется тебе в копейку. Практически любые родные комплектующие будут стоить как минимум как недорогая вертушка. Нужна новая база для тонарма – готовь 400 долларов. А если хочешь какую-то редкость, вроде внешнего инерционного модуля, то готовь несколько тысяч и месяцы терпения и ожидания того, что кто-нибудь решится это чудище продать.

Но даже с прикрученным к столу моторным блоком RX-1500 звучит так, что вопросов к ней не возникает в принципе. Во-первых, это мертвейшие и чернейшие паузы между дорожками (на хороших пластинках разумеется) не хуже, чем на компакт-диске. Во-вторых, это безграничный звуковой потенциал – какие бы тонармы и картриджи вы не использовали вы скорее упретесь в их технический потолок, а не в ограничения этого стола.

При этом Micro Seiki абсолютно податлива в плане коррекции звука – любое мельчайшее изменение настроек обязательно катастрофически скажется на звуке. Это не значит ухудшит, а просто заметно изменит. RX-1500 словно микроскоп подробно сообщает тебе разницу об изменении прижима в 2 сотых грамма, коррекции VTA и т.п. Поэтому на ней крайне интересно менять тонармы, картриджи и настройки.

Даже такая мелочь, как клэмп – и ты сразу слышишь явную разницу. То же самое со слипматами, проводами и всем остальным. Хотя я для себя в большинстве случаев предпочел не использовать слипматы и клэмпы вообще. Звук пластинки лежащей без прижима на голом бронзовом диске для моих ушей самый лучший.

Главное – не выходить за допустимые рамки. Если какой-нибудь средний директ-драйв тебе простит слегка сбитые регулировки, то Micro Seiki – нет. Всю «базу» обязательно надо настраивать в ноль, иначе хорошего звука ты не получишь. Поэтому я постоянно в paranoid mode слежу за тем, чтобы у меня тут всё было безупречно.

Что касается звука, то у нее довольно нейтральная подача и по большому счету работа её практически не слышна. Эта вертушка создает абсолютный вакуум там, где обычно оставляют след другие вертушки. Она совершенно не портит звук, не сдерживает динамику, темп, скорость звука и разрешение любой пластинки. Что бы я не поставил на неё – я не могу придраться.

Звуковая картина, льющаяся с Micro Seiki точна, стабильна и полностью прозрачна. Ударные хлесткие, плотные и мощные, середина максимально открыта, натуральна и сочна, а высокие кристально чистые, очень детальные и рассыпаются пред тобой как праздничный салют.

Конечно, в мире полно вертушек круче, серьезнее, дороже, но эта – лучшая для меня. Сменив свою предыдущую вертушку на RX-1500 я никогда больше не оглядывался назад. Этот танк с помощью тонкой шелковой нити раскручивает тяжеленный бронзовый маховик и дарит моему дому очередную порцию радости, уюта и и чего-то неуловимого, без чего я больше не могу жить.