22 января 2020

Как собрать цифровой Hi-End транспорт за копейки. Часть 2: USB-фильтр

Продолжаем наш новый сериал «Увлекательные мучения». Как вы знаете, я завел Mac Mini и пытаюсь понять, зачем можно ли сделать из него бюджетный аудиофильский транспорт. И вот случился первый апгрейд, который должен поднять звук на какую-то иную ступень. Странная штука, называемая аудиофильским USB-фильтром, или как его называют сами создатели – decrapifier Schiit Wyrd.

В мире полно бесполезного добра, и мы сейчас узнаем, тот ли это случай. Эта штука представляет собой USB-микроконтроллер с прецизионным кварцевым генератором, запитанным от малошумного линейного источника питания. Суть этого устройства в сетапе – изолировать ЦАП от шума, который может приходить с компьютера.

С тех пор, как я стал использовать консоль питания Powergrip, звучание моего сетапа действительно стало заметно качественнее. Чистое питание означает меньше помех, и это действительно хорошо слышно при условии, что у вас минимально приличная система. Придерживаясь той же логики, я ожидаю, что чистка USB-соединения может повлиять на качество звука. В «минике» usb не защищены от помех импульсного БП, и по идее часть того шума, который производится в компьютере, неизбежно будет попадать в ЦАП через USB.

Wyrd обещает до 200 000 раз меньшее количество шумов, чем исходит от обычного USB-порта. Но это при условии, что ваш порт вообще шумит. В любом случае аудиофилу нужно всё отдельная стабилизированная цепь питания на USB ситуацию не ухудшит, как мне кажется.

Почему вообще нужно фильтровать USB, там же нули и единицы? Передача звукового потока по USB асинхронная, и в случае появления ошибок происходит не повторный запрос пакета, а включается система коррекции ошибок, которая сама «додумывает», как должно было быть, и, следовательно, она может ошибаться, неверно интерпретировав потерянную часть сигнала. Всё еще думаете, что нельзя исказить цифровой аудиопоток и это не влияет на звук?

Итак, девайс выполнен в таком же маленьком корпусе, как и остальные начальные устройства Schiit. На фасаде у вас только два белых светодиода, сигнализирующих о соединении с транспортом на входе и с ЦАП на выходе. Задняя панель также не несет откровений – USB на вход и USB на выход плюс традиционный тумблер включения и разъем для блока питания.

Обычно для соединения с ЦАП я использую неплохой USB кабель Wireworld Ultraviolet, но он у меня один, и, чтобы максимально избавить себя от ненужной мнительности, я буду использовать два одинаковых USB кабеля Schiit Pyst, целиком оставшись во вселенной Marvel Schiit.

И вот что произошло после появления Wyrd в сетапе: хорошая новость в том, что «миник» перестал терять ЦАП, что иногда происходило после выхода из режима сна, плохая – я всё время забываю включать питание у Wyrd.

Честно говоря, заметить Wyrd непросто. И поначалу я вообще не заметил разницы, когда девайс появился в цепи между моим доморощенным транспортом и мультибитным ЦАПом в усилителе Schiit Ragnarok 2. Но разница есть, просто нужно знать, где её искать.

Изменения в звуке стоит искать в самых дальних и самых темных местах. Вот частный пример: на треке Massive Attack What Your Soul Sings с альбома 100th Window есть электрически гудящий сэмпл, появляющийся в начале второй минуты, который обретает больше фактуры, если Wyrd оказывается в цепи.

Я заметил на совершенно разной музыке, что многие высокочастотные звуки стали звучать более разборчиво, и вообще грязный и гаражный саунд становится, как мне кажется, немного более осязаемым. Странная хрень – ты чистишь шум, чтобы лучше слышать шум. Причем это все – довольно субтильные изменения, в которые надо вслушиваться и вылавливать их. По большому счету мало что происходит, но всё же слышимый эффект в моем сетапе определенно есть.

Но самое интересное случилось дальше – я отключил «миник» от Powergrip и воткнул напрямую в розетку в стене. И вот тут уже появление Wyrd в цепи становится более заметным. Точнее, становится заметным его отсутствие – без фильтрации уже нет таких мертвых пауз, бесконечно повисающих послезвучий и того уровня утонченности на высоких, что есть при включенном фильтре. Без хорошего питания совершенно точно пропадает какая-то часть качества, и часть его можно вернуть с помощью Wyrd.

Такой фильтр, как мне кажется, будет уместен именно для компьютера, используемого как транспорт – вы гарантированно получите почти идеальный, чистый USB сигнал на выходе в ЦАП и снимете часть головной боли по поводу чистоты тракта. А вот на каком-нибудь аудиофильском транспорте, где USB уже специально «приготовлен»,необходимости в нем скорее всего не будет. Так что если вы используете источник на базе компьютера, то вам не помешает попробовать эту штуку у себя в сетапе и услышать самому, что же произойдет.

Тестовый сетап

Усилитель: Schiit Ragnarok 2 с мультибитным ЦАП :: АС: Martin Logan Motion 40i :: Наушники: Audeze LCD-24 :: Кабели: межблочные Schiit Pyst USB, акустические Analysis Plus Oval 12 :: Консоль электропитания: Powergrip YG-1 ::